Шестичасовой перелёт из Внуково прошел нормально. Прилетели в Якутск рано утром в пятницу. В семь вечера должно было быть отправление нашего теплохода «Михаил Светлов». Впереди был целый день, и мы решили погулять по городу.
В. Путин, будучи в Якутске, сказал, что «в городе очень много ветхого жилья».
Хотя там идет большое строительство, слова президента актуальны. В условиях вечной мерзлоты строить тяжело. Дома ставят на сваях, теплотрассы тянут по земле, кто-то назвал Якутск — «город кишками наружу».Главное богатство Якутска — алмазодобывающая компания «Алроса», на ней строится и основной бюджет республики «Саха», работа в компании считается престижной.
Мы загрузились в автобус № 9 и за девять рублей доехали до исторического центра города. Зашли в Спасо-Преображенскую церковь, осмотрели дворец бракосочетания, вышли на набережную. (Впрочем, набережная — это одно название, Лена приходит к центру города только в половодье, а так ее за кустами зелени в этом месте не видно.)
После посетили выстроенный под старину торговый центр «Кружало», я взглянул на часы — прошёл всего один час. Якутск по московским меркам совсем небольшой и время здесь течёт в другом ритме.
Решили ещё гулять по городу.
Музей мамонта и Исторический музей впечатления не произвели.
В Алмазный музей не пошли, зато очень понравился магазин сувениров в историческом центре напротив ресторана «Трактир». Сувениры были самые различные: плетки из конского хвоста, изделия из бивней мамонта (дороже, чем в Москве на Вернисаже), вышивки из шкуры оленей, маски шаманов и многое другое.
Прибыли мы в Якутск ранним утром, и люди были какие-то хмурые, но часам к одиннадцати стала просыпаться молодежь, которая беззаботно прогуливалась по городу.
Вдоль главной улицы (проспект Ленина) полным полно ломбардов и ювелирных магазинов, их, наверно, больше чем продуктовых. Цены на ювелирку на 10–15% ниже, чем в Москве. Везде идет бойкая торговля, что-то сдается в ломбард, потом покупаются более модные и современные украшения, но вот парадокс — женщины золото не носят.
В Узбекистане дамы просто сверкают золотом, а здесь — нет. Значит, покупают про запас. Вообще якутки больше любят серебро, но тоже носят его мало.
Якуты — народ тюркоязычный, внешне очень похожи на киргизов и казахов. Считается, что переселились они в эти края в 12–13 веках.
Лица якутов очень красивы и разнообразны. Есть лица с глазами-щелочками, есть люди, похожие на китайцев, есть и чисто тюркские лица.
В самолете с нами летела девушка с раскосыми голубыми глазами и темными волосами, очень необычна и обаятельна, видимо юкагирка. В Якутске 70% якутов. Многие русские уехали в девяностых годах на большую землю. Самое главное — женщин на улицах в два раза больше, рай для женихов.
Мужчины работают вахтовыми методами, и, несмотря на то, что идет 21 век, много людей погибает в тайге зимой. Я даже видел человека без пальцев на руках, наверно, отморозил, температура в декабре—январе опускается ниже -50С.
Незабываемое впечатление произвел в ресторане «Тыгын Дархан» салат «Индигирка» — осетровая белая рыба двух видов режется небольшими кусками и подается с чесноком и соусом в виде строганины. Хороши еще манты из оленины и маленькие якутские пирожки.
Такси в городе из одного места до другого не дороже 150 р., а цены на бензин на 20% выше московских. Очень непривычно вчетвером, с вещами ездить по таким ценам.
На пароход заселились в половине седьмого вечера без проблем. Каюты очень удобные: две кровати, умывальник, туалет и душ. «Михаил Светлов» и «Демьян Бедный» — два теплохода, выполняющих круизы по Лене. Они были построены в Австрии. Я еще видел теплоход «Краснодар», он отходит от речного вокзала, увозя туристов на остров на целый день или на целую ночь.
Мы поужинали в ресторане, и в восемь вечера я уснул. Сказалась усталость за перелет. Проснулся через полчаса, все тело болело, включил свет и увидел в каюте тучу комаров.
Окно не закрыли, комарики налетели и покусали очень хорошо. Пришлось воспользоваться баллончиком. Спать уже не хотелось, организм запутался, в Москве было три дня, в Якутии девять вечера. Небесное светило, зависнув на краю неба, очень долго думало, уходить на покой или нет, и спряталось только в 23 часа.
Но темнота не наступила. Солнце, оставило на месте заката кусочек розоватого неба с серебристыми тучами, и все это отражалось в реке. В Якутии тоже есть «белые» ночи».
Возле Якутска виды не отличаются большим разнообразием. Берега не крутые. Лес представляет собой елки и какие-то лиственные деревья, вырастают они небольшие, сказываются морозы.
Пароход, рассекая против течения воды великой сибирской реки, плыл мимо песчаных островков, покрытых кустарником, (островки затопляются в половодье), ну, а ширина Лены в этих местах 4–7 км.
Возле города встречались другие суда, перевозившие людей и автомобили, но чем дальше, тем безлюднее становились берега и русло.
Туристы были почти все местные.
В круиз отправились даже две свадебные пары. Народ на теплоходе пел, пил, плясал, орал, «оттягивался» — спать никто не ложился. Под утро кое-как удалось уснуть, но в 8 ч. капитан разбудил на завтрак. Погода испортилась, намечался дождь, было ветрено.
И тут по пароходу объявили, что мы подходим к национальному парку «Ленские Столбы», это была главная цель круиза.
Вдоль правого берега Лены потянулись удивительные по красоте скалы, одинаковой высоты, но совсем разные по форме. Природа создала шедевр.
Одна глыба напоминала застывшего великана, другая замок с мостиком, третья жирафа, четвертая дракона, пятая лицо человека…
Скалы растянуты вдоль реки на 20–25 км.
Хотелось осмотреть все, ничего не пропустив. Низко опущенные хмурые тучи, придавали ёлками и скалам суровую мрачноватость.
Забегая вперёд, скажу, что на обратном пути погода изменилась.
Отражённые в водах реки синее небо и жёлтые камни, как гостеприимные хозяева, звали приехать в Якутию вновь.
Мы уважили все местные традиции, и потому казалось, что тысячелетние скалы слегка тронуты улыбкой.
Наверно, осенью эти места в буйстве красок особенно хороши. Говорят, что очаровывают они и зимой. Впрочем, это было уже потом…
Теплоход остановился возле крутой горы. Именно это место на обложке путеводителя по Якутии.
Когда-то остроконечные утёсы были дном реки Лены, но время прошло и все поменялось. Нам предстояло подняться наверх.
Якуты почти 4 века назад приняли православие. В любом случае, любой якут, верит он в христианского бога или нет, попав на новое место, обязательно пожелает задобрить духов.
Задабривают по разному: или ленточку к дереву привяжут, или монету оставят, или духу огня дань уважения захотят отдать — костерок разведут.
Нас всех собрали возле памятника духу — властелину этих мест.
Семья эвенков в национальных костюмах показывала обряд угощения огня.
Отец семьи шаманил и развел костерок, мужчин поставили справа, женщин слева.
Мы все пели песню на непонятном языке, взявшись за руки, поплясали вокруг огня, а потом, с пожеланием удачи, муж и жена ставили всем точки из уголька на лбу.
Желали всем счастья, здоровья и, главное, удачного подъема на гору. Скалы, горы, лес, река — всё имеет душу.
Природа всегда оценивают человека, размышляя — впускать его к себе в гости или воспрепятствовать этому.
Наверх ведут две дороги: одна крутая и опасная, но быстрая, другая удобная и огороженная, но долгая. Мы пошли долгой. Виды сверху были потрясающие, говорят, эти места — сильная энергетическая зона. На Ленских Столбах найдены останки первобытных людей, их пещеры и наскальные рисунки.
Наверху горы ученый (местный археолог) рассказал, что скоро должны в эти места приехать представители «Юнеско», «Ленские Столбы» хотят признать памятником мирового значения.
Снизу, смотря на скалы, казалось, будто они своими острыми верхушками упираются в небо, а проплывающие тучи царапаются об них и плачут дождём. Но возможно, что шаман наколдовал хорошую погоду. Солнце выглянуло из-за облаков. Заблестели капельки на листочках, и обрадовано затянула свою трель какая-то птаха.
Зажелтели первозданным песком отмели на реке, а отражённые в воде солнечные зайчики заиграли на скалах, отчего стало казаться, что суровые камни заулыбались. Всё вокруг приобрело радостный тон.
С обзорной площадки по другую сторону реки отчётливо просматривалась бескрайняя равнина, вернее повторяющее окружность земного шара зелёное море тайги. Где-то внизу тянулся дымок от костра шамана, были слышны весёлые возгласы оставшихся возле теплохода.
Я ощутил себя маленькой букашкой на теле живого существа, под названием планета Земля.
На вершине Столбов можно простоять всю жизнь, любуясь восходами и закатами, моросящим дождём и падающим снегом, ледоходом и разливами Лены, миллион лет текущей одним руслом.
Очень не хотелось расставаться, но все заканчивается. Проведя на «Ленских столбах» почти целый день, мы покидали духовный центр Якутии.
«Михаил Светлов» долго сигналил и гудел перед отходом, чтобы собрать туристов.
Очень сильно кусали оводы, они в Якутии в два раза больше размером, чем в Центральной России, но, отойдя от берега, оводов и комаров стало сдувать с корабля ветром.
В двенадцать ночи по Якутии судно бросило якорь посередине Лены, команда должна была отдохнуть, а в баре веселье не прекращалось. Народ гулял по полной программе.
Утром мы подошли к острову Россолада. Это песчаный остров поросший небольшими деревьями и кустарником.
В иной год на острове после половодья остается озеро, но нам не повезло, были только отдельные лужицы.
Туристы стали играть в волейбол, купаться и загорать.
Вода в реке была около 20 градусов. Купаясь, я даже пил из Лены — такая чистая река.
Удивительно мягкий и мелкий песок, горячий от солнца, приятно полежать, но когда копнешь вглубь рукой, — сразу чувствуешь холодок, вечную мерзлоту жаркая погода обмануть не может.
Пока теплоход стоял, приплыли местные рыбаки на моторке. Ребята поймали два осетра, почти в руку длиной каждый. Одну рыбину они обменяли в баре на бутылку водки. В Якутск мы пришли в воскресенье часов в семь вечера, то есть круиз длился ровно двое суток.
Была бы пара недель свободная, обязательно сплавали бы до Тикси, но нужно подстраивать желания под свои возможности.
Еще в Москве я заказал поездку в якутскую семью Атласовых. Эти люди живут на окраине города, возле священной для якутов горы «Ытык- Хая». Атласовы воспроизвели быт 17–19 веков.
В их доме много старинной посуды, двери обиты шкурами волков, есть и шкура медведя, сам комплекс домиков обшит корой деревьев. Туалет в якутских домах всегда на улице, видимо, чтобы зимой не объедаться.
Очень интересна печь, она имеет открытый выход огня на три стороны комнаты, в мороз члены семьи по очереди поддерживают огонь.
Атласовы принимают гостей в национальных одеждах, поют якутские народные песни.
Их младшая дочь великолепно играет на хомусе. Это такой духовой музыкальный инструмент размером с человеческую ладонь. Звук получается на вдохе и выдохе.
Очень запомнился костюм шамана, висящий в главной комнате. На нем имеются три большие металлические бляшки на уровне груди, они нужны, если шаман высоко поднимется на небо, как груз, чтоб спуститься вниз.
На уровне живота на веревочках металлическая пластина с рыбкой, устремленной вверх. Это, напротив, для возвращения наверх из царства тьмы. Я три раза пытался сфотографировать костюм на свой цифровой фотоаппарат, но все снимки вышли неудачно. Отдельное спасибо семье Атласовых за ужин.
Хозяйка угощала нас жареными карасиками, фаршированными икрой с луком, вареной в соусе олениной, мантами из жеребятины, салатом Индигирка, якутскими пирогами и морсом из таёжных ягод. Очень вкусна сырая печень молодого жеребенка, нарезанная строганиной.
Нужно заметить, что якуты едят лошадей, но лошадки их маленькие, не такие, как в России. Лошадь может даже в мороз найти себе корм под снегом, и питаются кони только чистыми продуктами, поэтому ее печень — деликатес. Есть даже такой рецепт: печень прокручивают в мясорубке в сыром виде, разделяют на небольшие котлетки и выставляют на мороз. К приходу гостей блюдо подается к столу, нужно только перед едой посолить по вкусу.
Перед прощанием Атласовы провели церемонию угощения духа огня, всем надели на шею обереги и сказали не снимать их три часа, пообещав, что оберег принесет скорую удачу.
Утром в половине десятого вылет самолета. Время было половина одиннадцатого вечера, мы решили немного погулять. Я, моя жена и попутчик Саша зашли на телеграф, чтобы позвонить в Москву, а наш друг Валера остался на улице. Когда мы вышли, увидели, что его обхаживает какая-то женщина. Приятная на вид якутка зазывала его к себе в гости.
Стоит заметить, Валера, прямо скажем, не красавец. Он недоумевал: «Как она узнала, что я приезжий с деньгами?».
А узнала она очень просто: все мы сняли в гостинице обереги Атласовых, а он нет. Скорая удача пришла, а Валера испугался…
Когда летели обратно, салон был полон под завязку. Самолет шел через Москву в Сочи, якутские семьи летели на отдых к морю. Сидевшие сзади маленькие дети отколотили мне через кресло всю спину. Впереди семья из Тикси впервые путешествовала на самолете, постоянно обсуждая, как они будут отдыхать и купаться в море.
Одним словом, поспать не удалось, но мы были очень счастливы и довольны поездкой.
С 2012 года Ленские столбы объект всемирного наследия ЮНЕСКО, с 6 августа 2018 года обрели статус национального парка России.
Свежие комментарии