Из множества способов добраться до Соловков я выбрала самый древний: водными путями дойти до Белого моря из Санкт-Петербурга. Только таким образом можно погрузиться в полной мере в неторопливое течение речной жизни, ощутить всю мощь и красоту северной природы, почувствовав себя путешественником прошедших столетий.
По дороге наш круизный теплоход класса река-море делал остановки и на других островах Русского севера с не менее богатой историей: Кижи, Валаам, Коневец, но подробно я остановлюсь на самом труднодоступном и желанном на этом маршруте Соловецком архипелаге.Итак, пройдя Неву, Ладожское озеро, Свирь, Онежское озеро, Выгозеро и каскад узких шлюзов Беломоро-Балтийского канала, на 5-й день нашего плавания мы проснулись в 6 утра и с удивлением обнаружили, что уже идем по Белому морю: ощущалась небольшая качка. Кстати еще до строительства современного канала водно-сухопутный Онежско-Беломорский путь был известен местным жителям и паломникам как минимум со времени расцвета обители, то есть с 16 в. Вскоре в солнечной морской дали появился силуэт долгожданного Соловецкого монастыря, основанного в 15 в. преподобным Зосимой. На Тамарином причале был пришвартован военный корабль: у моряков как раз проходило утреннее построение в парадной форме.
Ветер дует арктический, но на солнце 13-14 градусов тепла. В 8:30 выдвигаемся в монастырь: по дороге есть велопрокат, магазин продукции из водорослей Архангельского комбината. Наконец перед нами предстала бухта Благополучия и стены толщиной в несколько метров из гранитных валунов масштабов мегалитического строительства цивилизаций древности, самая огромная каменная плита лежит под ногами у входа.
Это самый мощный монастырь из виденных мною когда-либо – настоящая неприступная твердыня земли русской! Не раз приходилось монахам отражать атаки шведов и англичан, да и с собственными стрельцами воевать: с церковной реформой патриарха Никона монастырь не согласился, выдержав многолетнюю осаду. Первым делом поднимаемся по высокому крыльцу в трапезную – самую древнюю постройку монастыря: внутри потрясающая акустика и столб толщиной в несколько метров. Помещение используется по назначению только раз в году в большой праздник в августе: в нем расставляют лавки, хранящиеся в келарной.
По галерее мы проходим в главный храм: в нем тоже необыкновенная акустика и золотой иконостас. Здесь очень много мальчишек и девчонок в нарядной форме Летней школы Соловецких юнг: они выстраиваются около входа в церковь для торжественной встречи ветеранов.
Позже я прочитала объявление: в этот день отмечалось 75-летие этой школы, и вечером был концерт оркестра Беломорской военно-морской базы. Затем заходим в ризницу и одну из келий: там печь топилась по-черному. В хозяйственной части устроена сложная система отопления в сушильнях и портомойне: внутри стен замурованы трубы, которые наполнялись теплым воздухом из печей. За монастырской стеной есть закрытая гавань для стоянки малых судов, а также находилась даже небольшая гидроэлектростанция, построенная в начале 20 в. и оснащенная самым современным на тот момент оборудованием, правда она давно уже находится в запустении и не функционирует.
Работа турбин обеспечивалась перепадом уровней воды в озере Святом, конечном пункте сложной системы водоемов и каналов по всему острову, и бухте Благополучия.
На момент моего посещения на острове проживало 950 жителей, 130 школьников, 70 детей, посещающих детский сад, 7 безработных. Население занято жизнеобеспечением: метеостанция 1 человек, порт, туризм, музей и другие службы, производств и асфальтированных дорог нет, автотранспорта очень мало. Монахов в монастыре и ближайших скитах 55 человек. Численность населения здесь мало изменилась за прошедшие столетия: для жизни в этом суровом краю необходима особая стойкость и большие духовные силы.
После обеда на теплоходе выдвигаемся к монастырскому причалу и загружаемся на вместительный катер, отправляющийся на Большой Заяцкий остров. Море спокойное, ветра нет, можно любоваться видами на корме на открытом воздухе. На Заяцком острове сохранилась старинная валунная гавань, правда она обмелела: Соловецкие острова поднимаются со скоростью несколько миллиметров в год. Рядом с гаванью на горе стоит старинная деревянная часовня, валунная кухня-поварня и 2 домика, в которых живут двое смотрителей.
Есть микроогородик с зеленью, растительность тундровая: много танцующих березок, цветут рябина, вороний глаз и любка двулистная – пахнет цветами.
По острову проложена деревянная экологическая тропа длиной 1,5 км. Так называемые лабиринты больше похожи на изображения мозга: около тропы их три штуки разного размера, и все они выложены из камней на теплой подветренной стороне острова, где много цветов.
На Заяцком острове совершенно особенная энергетика и сказочная тишина – хочется там остаться… В июне тут еще лежал снег. На ветреной стороне вынесенные на берег водоросли и плавник создают морские запахи.
Около 22 вечера я вышла с теплохода на берег прогуляться. Тишина, только какая-то птица пищала в бухте Благополучия, которая все время меняет свои очертания: заметны существенные приливы и отливы. Встречаются редкие паломники, ворота монастыря до сих пор открыты, в окошках домиков зажигают свет - особенная атмосфера спокойствия и умиротворения разлита повсюду в мягком свете белой ночи.
Подъем в 6:30, после завтрака мы выдвигаемся на лодочную станцию, идем около часа: смотрим метеостанцию, обмелевшие Филипповские садки для разведения рыбы издали, плотину и канал. Солнечно, конец июля: всюду, даже на обочине дороги, цветут розовые лесные орхидеи, черника зеленая (не успела еще вызреть), грибов тоже еще нет – на Соловецких островах природа опаздывает в своем развитии на 2-3 недели по сравнению с материком.
Самыми теплыми на острове считаются июль, август и сентябрь. В среднем 160 дней в году дуют сильные ветра. Всего с нашего теплохода набралось 8 весельных лодок, мы гребли сами, прошли малый круг: озеро Средний Перт – озеро Круглое Орлово – озеро Щучье – озеро Плотичье – все они соединены искусственными каналами, выложенными валунами.
Некоторые каналы совсем узкие, на других даже можно грести веслами – поразительные результаты титанического труда монахов и трудников, которыми мы пользуемся и в наши дни. При игумене Филиппе в 16 в. в монастыре началось каменное строительство, и была создана уникальная система гидротехнических сооружений: дамбы из валунов, уложенных без раствора, укрепленные каналы и устройства для контроля за уровнем воды в озерах.
После обеда мы выехали на Секирную гору на ПАЗиках: они успешно форсировали глубокие лужи на песчаной дороге 16 в., так что трясло нас чудовищно, но всего минут 40. Мы поднялись по пологому склону горы мимо функционирующей ныне бани к церкви-маяку, который включается с 28 июля и работает до конца навигации в середине декабря. Потом около островов образуется ледяной припай, который держится обычно до мая. Маяк французской конструкции, раньше в этом скиту были обширные огороды.
С горы открывается головокружительный вид на леса, озера, Белое море и Савватиевский скит - то самое место, где и поселились в 15 в. первые монахи-отшельники Савватий и Герман. С севера дует ледяной ветер, высота здесь 71 м над уровнем моря, но поднимались мы всего на 30-40 м, а вот спускались уже по очень крутой деревянной лестнице с высоты вершин деревьев.
На обратном пути заехали в обширный ботанический сад, созданный монахами и расширенный в наше время: он находится рядом с поселком в самом теплом месте, где температура всегда выше на 1-2 градуса. Все грядки идеально прополоты, хотя здесь трудятся всего 7 человек плюс волонтеры (школьники на каникулах). В саду настолько безветрено и тепло, что всюду вьются кусачие мошки: они нас просто атаковали, так что мы порадовались тому факту, что наше пребывание на острове сопровождалось сильными ветрами – они спасали нас от комаров и гнуса. В саду представлено огромное разнообразие растений, и многие из них как раз цвели одновременно: сирень, пионы, шиповник, люпины, калина, маки, виолы, луки, совсем недавно отцвели тюльпаны.
Розы пока в бутонах. Здесь также устроены аллеи лиственниц и бадана. Говорят, что монахи раньше выращивали в теплицах даже арбузы, дыни и персики.
После ужина мы полюбовались монастырем в предзакатном освещении.
А в 22 часа как раз во время пылающего красными красками заката вышли в Белое море.
Здесь обитают полярные крачки, мигрирующие сюда из Антарктиды, гаги, атлантический чистик, кулик-сорока – всех этих птиц мы видели на маленьких островках вокруг, покидая главный остров.
Только вот до белух мы не добрались в этот раз – будет повод вернуться! Эти удивительные млекопитающие избрали в качестве места для размножения воды около западного мыса Белужий. Соловецкие острова – уникальное свидетельство 500-летней жизни в гармонии с природой, а также ее мудрого преобразования монашеской братией и духовных подвигов - со всеми своими святынями и природными чудесами навсегда остались в нашем сердце!
Свежие комментарии