На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фотосафари

3 788 подписчиков

Свежие комментарии

  • ольга решетникова
    Ну..... пусть они так живут, если им нравится. А еще там продают пользованные трусы. Видела автоматы лет 5-6 назад. Н...Япония давно уже ...

Путешествие с земли Олонхо на остров "Саха Илин"

Путешествие с земли Олонхо на остров "Саха Илин"

 

 

Спросите у любого якута откуда произошло название острова Сахалин и, скорее всего, услышите ответ: "Саха илин" - западная земля Саха.  Утверждение неверное, но все же...

В 2020 году наш народ отметил одну из самых знаменательных дат в своей истории - 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Накануне юбилея зародилась идея о проведении Историко-этнографической автомобильной экспедиция «Пути Великих свершений: 75 лет Победы - остров Сахалин». 

"Пути великих свершений" - проект по систематизации и обобщению истории освоения Дальнего Востока Российским государством. Подробнее можете ознакомиться на сайте проекта

Остров Сахалин по сути является единственной территорией Дальневосточного федерального округа, где шли боевые действия Советско-Японской войны и именно здесь, на Востоке, разгромом Империалистической Японии была поставлена окончательная точка во Второй мировой войне. И мы, как дальневосточники, сыновья и внуки победителей, были обязаны почтить память тех героев, кто подарил миру ту непростую победу. 

Организаторами экспедиции выступили: Правительство Республики Саха(Якутия) (далее - РС(Я)), Постоянное представительство РС(Я), Администрация Мегино-Кангаласского улуса РС(Я), Якутское и Сахалинское отделения Русского Географического общества, ГУП ТЦТР РС(Я), Издательство "Русский остров" (г.

Владивосток). Также экспедиция была поддержана лично главой РС(Я) Айсеном Николаевым и губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко. Хотелось бы еще раз поблагодарить всех, кто помог в осуществлении этой экспедиции.

 

Остров Сахалин для меня лично, как обывателю, представлял собой "terra incognito", в голове всплывали лишь обрывочные знания со школьной программы, "корейский боинг", айны, рыба, морепродукты, прошлогодние игры "Дети Азии" (аналог Олимпиады для детей Азиатского континента, которые проводятся с подачи нашей республики с 1992 года), зимний этап которых с помпой прошел в Южно-Сахалинске, а также то, что после победы над японцами дед в городе Корсаков служил сверхсрочную. Посещение этого таинственного острова полностью перевернуло мое и не только мое представление об этом прекрасном крае.

Как бы то ни было, подготовка, которая длилась, как мне казалось, бесконечно долго, завершилась к концу октября 2019 года. Отправной точкой экспедиции была выбрана бывшая столица Дальневосточного федерального округа - город Хабаровск, откуда после приезда всех участников, 1 ноября должен был быть дан официальный старт. По участникам получался такой расклад: семь человек из Якутии, трое с Владивостока, один с Хабаровска. По плану часть якутских участников едет наземным транспортом: из города Якутска - микроавтобус Hyundai H1, c поселка Нижний Бестях - Nissan Almera. Маршрут такой: 

Маршрут экспедиции- Якутск - Нижний-Бестях - Хабаровск - Советская Гавань - Ванино - Холмск - Оха - Ноглики - Смирных - Поронайск - Южно-Сахалинск - Холмск - Хабаровск - Якутск.

Стоит заметить, что до нашей экспедиции с Якутска до Южно-Сахалинска на автомобиле добиралась только съемочная группа Республиканского телевидения НВК-Саха с оборудованием для ведения прямой трансляции вышеупомянутых игр "Дети Азии-2019", необходимости ехать дальше на север острова у них не было. 

Якутск-Хабаровск

Активная фаза экспедиции началась рано утром 29 октября, когда загрузив раздаточный материал и якутские подарки, мы с водителем Александром выехали к паромной переправе Якутск - Нижний Бестях. Экспедиция началась! До города нефтяников Оха, что в северной оконечности острова "terra incognito" Сахалин, оставалось проехать 4 тысячи километров с учетом обратной дороги все 8 тысяч "с хвостиком". Впереди нас ждали пять субъектов Дальнего Востока, две паромные переправы: первая - через матушку Лену, вторая - через Татарский пролив с поселка Ванино до города Холмск. Тем временем, в Якутске показания термометра опустились за -20 градусов по цельсию, вовсю шел снег, вступала в свои права знаменитая якутская зима.

Доехав до места погрузки на паром Якутск - Нижний Бестях, что в пригородном районе Даркылах города Якутска,  с радостью обнаружили почти полное отсутствие очереди. Александр, как человек опытный, твердо настоял на очень раннем выезде и, как оказалось, был прав -  перед нами в очереди стояло меньше десятка машин. Переправа прошла штатно, без происшествий и заняла свои дежурные полтора часа. Лена начала затягиваться льдом, по всей поверхности плыла ледяная шуга, что хорошо видно на фотографии.

Алексанр Егоров на пароме Якутск-Нижний Бестях

Паромная переправа обычно работает до середины или конца ноября, каждый год по разному в зависимости от ледообразования. И нам очень хотелось на обратном пути в Якутск успеть вернуться сюда до закрытия переправы. Иначе пришлось бы оставить машину в Нижнем Бестяхе до открытия зимника по льду Лены. Забегая вперед скажу, что на обратном пути Александру пришлось ехать с Хабаровска в Якутск одному, так как по ряду объективных причин мне пришлось с Хабаровска вылететь на самолете.

На правом  берегу Лены, в поселке Нижний-Бестях, нас уже ждали участники нашей экспедиции - представители Мегино-Кангаласского улуса (улус - район по-якутски). В "делегации" Мегино-Кангаласцев три человека: Дмитрий Аргунов - начальник Управления культуры и духовности улуса, Иннокентий Яковлев - глава администрации Жанхадинского наслега Мегино-Кангаласского улуса и Евгений Копырин - водитель. Автомобиль - Nissan Almera. Сразу по приезду хозяева радушно пригласили попить чай в уютном культурном центре поселка. Затем, как полагается, перед дальней дорогой, попросили благословения у духов, угостив кумысом и оладьями. 

Как известно, родина купца Дмитрия Винокурова - якута по национальности, человека очень влиятельного на Сахалине начала ХХ века, которого именовали не иначе как "Оленный король Сахалина", находится именно в Жанхадинском наслеге Мегино-Кангаласского улуса. Еще одной целью нашей экспедиции являлся сбор информации о судьбе нашего незаслуженно забытого земляка "непосредственно на месте".

Договорились ехать каждый в своем темпе. Федеральная автомобильная дорога А360 «Лена», по которой проехали до Невера, была в приличном состоянии, если не считать снегопад и метели, что в данное время года является абсолютной нормой. Проехав около 800 километров, встали на ночлег возле города Нерюнги. Поисками гостиницы или иного ночлега в городе решили не утруждаться и переночевали в машине, благо микроавтобус это позволяет и все таки климат Южной Якутии ощутимо мягче центральной ее части. 

У небольшого села Невер Амурской области выехали на федеральную автомобильную дорогу Р297 «Амур», которая идет до самого Хабаровска по территории Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края. Особо рассказывать тут нечего, по крайней мере мне в голову ничего примечательного не приходит. Заметно потеплело и толщина снежного покрова местами упала до нуля. Появились лужи и грязь, несвойственные для центральной Якутии в это время года, что негативно сказалось на внешнем виде нашего микроавтобуса.Что касается экипажа Альмеры, то мы с ними увиделись только 31 октября у Биробиджана, где переночевали в одной придорожной гостинице рядом с кафе "У Коляна". 

Хабаровск

В тот же день без приключений экипажи обоих автомобилей благополучно добрались до города Воинской Славы Хабаровска, где нас встретил заместитель постоянного представителя РС(Я) по Дальневосточному федеральному округу (далее ДФО) Вадим Николаев. В бытность Хабаровска столицей ДВФО Постпредство Якутии находилось здесь по ул. Волочаевская. В настоящее время в память о тех днях остались только три вырезанные из камня сэргэ (якутская коновязь) у входа в здание. С 2019 года Постпредство базируется во Владивостоке - новой столице ДФО. 

К моменту нашего приезда офис постпредства в Хабаровске работал последние дни перед окончательным переездом в Приморье и там трудились только два работника. На мой взгляд, тем событием больше всего остались недовольны студенты-якутяне, обучающиеся в Хабаровске. За все эти годы Постпредство стало настоящей штаб-квартирой студенческого движения "Хардыы", местом культурного времяпрепровождения для ребят, частичкой далекой Родины.

На следующий день, 1 ноября из Владивостока на автомобиле прибыли Георгий Никонов - Постоянный представитель РС(Я) по ДВФО, автор и руководитель проекта "Пути великих свершений" и Дьулус Антонов - специалист Постоянного представительства РС(Я) по ДВФО, а также рейсом из Якутска прилетели Егор Борисов - доктор наук, отличник здравоохранения РФ и РС(Я), заслуженный врач РС(Я), член республиканского отделения Русского географического общества и Семен Ермолаев - писатель, драматург, сценарист, редактор телевизионной программы "Моя Якутия", член республиканского отделения Русского географического общества, именно по его сценарию был снят шедевр якутского кино, победитель многих международных фестивалей - художественный фильм "Царь птица".

Встреча с активистами студенческого движения "Хардыы"

Вечером в офисе Постоянного представительства РС(Я) по ДФО полным составом экспедиции обсудили вопросы предстоящего путешествия. По окончании совещания была организована встреча с активистами якутского студенческого движения "Хардыы". Провели окончательное распределение по экипажам: Toyota Land Cruiser - Георгий Никонов, Егор Борисов, Семен Ермолаев, водитель Валерий Ким; Nissan Almera - Дмитрий Аргунов, Иннокентий Яковлев, Вадим Николаев, водитель Евгений Копырин; Hyundai H1 - Дьулус Антонов, Дмитрий Никонов, водитель Александр Егоров. 

Перед отъездом первого автомобилиля в ванино. У входа в постпредство Якутии по ДФО.

Только здесь, в Хабаровске, я узнал некоторые подробности предстоящей поездки, а именно то, с какими сложностями столкнулись организаторы при решении проблемы под названием "морское паромное сообщение через Татарский пролив с Ванино на Холмск". Как я понял, бронировать и оплачивать переправу нужно загодя, чуть ли не за месяц предполагаемой поездки, требуются сканы паспортов всех страждущих с указанием, кто на какой машине будет заезжать на территорию порта, естественно, водительские удостоверения водителей и документы на транспортное средство. К тому же заявки на паром принимаются  исключительно через некое АО "ТЭК"Дальтранссервис". Без того напряженная ситуация усугублялась еще  и тем, что один из трех паромов недавно встал на ремонт... 

Александр Егоров (слева) и я у нашего микроавтобус на фоне КПП Ванинского порта. п. Ванино. Фото Дьулуса Антонова

Ввиду этих и каких-то неведомых мне причинам оформить все автомобили на один рейс не удалось. Итак, вырисовывалась следующее - 3 ноября первым с порта Ванино отплывает  Hyundai H1, затем 5 ноября оставшиеся 2 автомобиля. Точную дату  отправления парома предполагалось узнать за день, а точное время утром, в день отбытия с порта Ванино. Вследствие чего нашему экипажу в составе Дьулуса, Александра и меня 2 октября уже нужно было выезжать с Хабаровска в Ванино, а это 540 километров. Вроде бы недалеко, но, учитывая рельеф, метеоусловия и проходимость заднеприводного микроавтобуса, вполне могли задержаться в пути. Ночевать планировали в г. Советская Гавань, что в 40 километрах от Ванино. Выбор был обусловлен тем, что Советско-Гаваньский район является побратимом Амгинского улуса РС(Я) и у нас давние крепкие дружеские, социально-экономические и культурные связи. 

Хабаровск - Советская Гавань. Ванино

Утром наш экипаж был уже в пути и ближе к обеду мы находились в небольшом поселке Лидога, это где нам нужно съезжать с 08А-1 (автодорога Хабаровск - Комсомольск на Амуре) на автодорогу Хабаровск - Ванино. За обедом созвонились с портом Ванино, получив информацию, что паром отчаливает по расписанию, спокойно отправились в Совгавань. 

По дороге Хабаровск - Советская Гавань. Фото Георгия Никонова

Ближе к побережью сопки стало выше и круче, интенсивность ветра и снегопада заметно повысилась. На дорожном полотне местами образовался гололед. До Ванино добрались затемно и сразу свернули на Совгавань, там пришлось немного поплутать в поисках места ночевки.

Рано утром 3 ноября неожиданно получаем приказ начальника экспедиции, который предписывал нам оставаться на месте и дожидаться их прибытия. Руководству, каким-то образом, удалось договориться с паромщиками о переносе даты переправы нашего микроавтобуса на 5 ноября, то есть экспедиция в полном составе должна загрузиться на один паром. Тем же утром оставшиеся в Хабаровске две машины с участниками выехали в Совгавань. 

дорога Хабаровск - Ванино. Фото Георгия Никонова

Сразу по приезду основного состава, а это случилось в районе 14 часов по местному времени, было решено посетить памятник морским пехотинцам 365-го отдельного батальона морской пехоты Северной Тихоокеанской флотилии. Нас сопровождал член Русского географического и Гидрографического обществ, методист Советско-Гаванского районного краеведческого музея им. Н.К. Бошняка, автор книг об истории Советско-Гаванского и Ванинского районов Хабаровского края Александр Николаевич Сесёлкин. Александр Николаевич коротко и емко рассказал нам об истории памятника и о 365-м ОБМП СТОФ. Из рассказа следует, что прямо здесь располагались казармы личного состава, и именно отсюда с началом десантной фазы Южно-Сахалиннской десантной операции советские морпехи 14 августа 1945 ушли на погрузку в десантные средства пришвартованные в порту Советской Гавани и транспорты взяли курс на порты Южного Сахалина с целью их захвата. К тому времени на Сахалине наши войска, наступавшие с территории Северного Сахалина, прорвали Харамитогский укрепленный район и вышли на оперативный простор, но японские войска сдаваться не спешили, и Советское командование решило высадить тактический десант на ключевые порты Южного Сахалина, чтобы вынудить упрямых самураев сложить оружие и прекратить напрасное кровопролитие. 

Алексндр Сесёлкин (второй слева) с участниками экспедиции у памятника морпехам гвардейского 365-го ОБМП. г. Советская Гавань

Нужно сказать, что город Советская Гавань получил статус города в 1941 г., а до этого носил статус села, затем рабочего поселка Знаменское. До освобождения Южного Сахалина был пограничной зоной и здесь с середины 30-х годов начали создавать укрепленный район, в который входили несколько береговых батарей крупного калибра. Перед самой войной укрепленный район преобразовали в военно-морскую базу Северной Тихоокеанской флотилии. 

Вечером того же дня нас пригласили в Советско-Гаванский районный краеведческий музей им. Н.К. Бошняка, где состоялась встреча с местными краеведами, историками и членами Русского географического общества. Собравшихся весьма заинтересовала наша экспедиция, да и образ Якутии в целом, так и тематика проекта "Пути великих свершений", в частности, оказались им далеко не чужды.

Бухта Мучка. п. Ванино фото Вадима Николаева

На следующий день, 4 ноября, по заранее достигнутой договоренности с АО "ВаниноТрансУголь" мы посетили строящийся угольный терминал по перевалке угля в Ванино. Объект находится на живописнейшей бухте Мучка, что севернее самого поселка. В терминале будет осуществляться перевалка угля с железнодорожного транспорта в морские суда для доставки "горючего камня" по всему миру.

Строящийся терминал АО "ВаниноТрансУголь". бухта мучка. фото Вадима Николаева

Первые шаги по подготовке проекта строительства были предприняты нашей Республикой в лице Постпредства РС(Я) по ДФО. С 2005 года ею велись работы с этапа поиска до подписания договора аренды земли будущий угольный терминал, который в будущем должен стать воротами в международный рынок для угольной промышленности Якутии. 

Георгий Никонов с евгением Григорьевым. Фото Вадима Николаева

С ходом строительства нас познакомил первый заместитель руководителя АО "ВаниноТрансУголь" Евгений Григорьев. Для членов экспедиции была проведена "экскурсия" по комплексу терминала, который включает железнодорожную инфраструктуру, пирс, причал и многое другое. Строительство поражает своим масштабом, такие гигантские промышленные объекты я видел разве что в компьютерных играх. По словам Евгения Григоьева, завершение строительства планировалось в марте 2020 г. И в подтверждение его слов, летом этого года была осуществлена тестовая погрузка первого балкера и 38,5 тысяч тонн угольного концентрата ушло в Китай. 

Строящийугольный терминал АО "ВаниноТрансУголь". Бухта Мучка. Фото автора

Строящийугольный терминал АО "ВаниноТрансУголь". Бухта Мучка. фото автора

Вечером в неформальной обстановке состоялась встреча с главой Советско-Гаванского района Юрием Бухряковым, где обсудили вопросы по дальнейшему сотрудничеству по текущим соглашениям. Завтра нам предстояло волнительное событие - паромная переправа через Татарский пролив протяженностью 137 морских миль (254 километра). 

Паромная перпеправа Ванино - Холмск

По вчерашней информации погрузка на паром должна была осуществиться ближе к обеду, но тут вмешался фактор неожиданности и по обновленной сводке паром отходил ранее. Данный факт материализовался рано утром в виде появления сильно недовольного руководителя  экспедиции Георгия Никонова, который застал нас крепко спящими. Последовали скоротечные сумбурные сборы в дорогу, в ходе которых я забыл запасные стельки, которые так и остались досушиваться после стирки на батарее за шторами.

Паром Сахалин-9 на причале порта Ванино  Фото Дьулуса антонова

Быстро доехали до пропускного пункта Ванинского грузового порта и, пройдя довольно тщательный досмотр и проверку документов, заехали в накопитель для автотранспорта. На территории порта, помимо парковки находится зал ожидания для пассажиров, где есть туалет и буфет, который не работал. Позавтракали тем, что нашли в запасах.

Огранизацией очередности заезда автомобилей на судно, по всей видимости, заведовал один человек - девушка в отражающем жилете по имени Юля (точного имени не припомню). У нас сложилось впечатление, что и в справочной порта отвечала она же, уж больно голоса были похож. 

В накопителе простояли в общей сложности часа три и, наконец, девушка в отражающем жилете дала отмашку на погрузку и все машины с радостью ринулись в сторону парома. Паром, на котором нам предстояло плыть к Холмску, относился к типу "Сахалин", а попался именно "Сахалин-9" 1986 года постройки. Самый первый паром серии был введен в строй в далеком 1973 году, а последний уже после развала Союза в 1992 году. Всего было выпущено 10 паромов этого типа, 7 из них были списаны и утилизированы.  В настоящее время  линию Ванино - Холмск обслуживают три парома, один из них чисто грузовой (Сахалин-10), а два остальных имеют возможность перевозить и до 100 пассажиров (Сахалин-9 и Сахалин-8). Помимо автотранспорта, они еще принимают в себя и железнодорожные составы (37 грузовиков или же 28 вагонов). Вернее будет сказать, что данный класс паромов больше "заточен" под перевозку железнодорожных вагонов. 

Бухта Ванино. Фото Автора

Погрузка автомобилей на паром производится по аппарелю, который находится в корме, а пассажиры проходят на посадку к носовому люку судна. Так вот, нас высадили перед заездом в пирс, еще раз заставили пройти спецконтроль и предложили пройти на посадку. Машины своим ходом заехали на нижнюю палубу, во время всего плавания доступ к ним водителям и пассажирам запрещен, поэтому настоятельно рекомендуется все необходимое взять с собой в каюту. Ко всему необходимому я, в первую очередь, отнес бы еду, пауэрбанк, интересное чтиво. Выбор обусловлен тем, что в бортовом буфете (может вернее назвать камбузом?) цены отнюдь не материковые, в некоторых каютах не работает розетка на 220 В, да и мобильная связь не ловит почти на всем протяжении круиза, а созерцание безбрежного моря довольно быстро надоедает. 

Я, как человек сугубо "сухопутный", морской опыт которого ограничивался каботажными заплывами развлекательного характера в южных морях, перед посадкой на огромный корабль чувствовал смесь волнения, тревоги и любопытства.

После того как покинули машины мы прошли по причалу к носу судна и по трапу поднялись на борт, где охрана проверила ручную кладь на предмет запрещенного, куда относятся и алкогольные напитки. При обнаружении огненной воды тара изымается и до конца рейса запирается в пронумерованном шкафчике и выдается только при высадке с корабля. Затем каждому сообщают номер каюты, притом, если вы путешествуете компанией, то легко можете быть распределены по разным каютам. 

Убранство Каюты. Фото Дьулусаа Антонова

Немного поплутав по лабиринтам коридоров и несколько раз споткнувшись по пути об комингсы, нашел каюту. Она представляет собой небольшую комнату примерно 3 на 4 метра, слева и справа койки с деревянными бортиками, напротив двери - наглухо задраенный снаружи иллюминатор, прикрученный к стенке столик с ящиком, две табуретки, гардероб, над дверью висит ретранслятор судового радиовещания, вот собственно и все. В каждом отсеке примерно 20 кают, один общий гальюн с тремя кабинками и различные хозяйственные помещения. Забросив вещи на койку, я поспешил на верхнюю палубу.

Порт Ванино. Фото Георгий Никонова

Погода стояла великолепная: на небе ни облачка, на море полный штиль, как говорится, тишь да гладь. Пока я рассматривал портовые сооружения и любовался бухтой, паром решил отчалить. Спустя некоторое время поднялись и остальные члены экспедиции. Первым с камерой поднялся Семен Ермолаев, затем Георгий Никонов и Егор Борисов. Настроение у всех приподнятое, начался морской этап нашей экспедиции!

Татарский пролив. Фото автора

Выйдя из бухты Ванино, судно взяло курс на Холмск. Осталась позади и бухта Советской Гавани, в годы Советско-Японской войны являвшейся базой СТОФ, откуда в годы Советско-Японской войны советские корабли с десантом тем же курсом, что мы шли на Маоку (ныне Холмск). Курс пролегал, по всей видимости, под довольно острым углом к береговой линии, поэтому еще довольно долго можно было наблюдать справа по курсу прибрежные сопки.

Вадим Николаев и Егор Борисов

По моему простейшему расчету, при скорости в 12 узлов расстояние в 140 миль пройдем за 12 часов, еще дополнительные 2 часа на отшвартовку/швартовку, итого 14 часов. Грубо конечно, но примерно оказался прав. 

Между тем, отсутствие полноценного завтрака отозвалось урчанием в желудке и посещение буфета стало приоритетной задачей. Дополнительным стимулом служил талон на один прием пищи, выданный при посадке на паром. Комплексный обед ничем не запомнился кроме детского размера порций. В самом буфете довольно аскетичное убранство очень напоминающее чем-то советские столовые из далекого и счастливого детства. 

Во время плавания все в основном отдыхали и отсыпались перед дорогой. Пресловутую качку и морскую болезнь я даже и близко не почувствовал видимо, повезло с погодой. Что лично меня беспокоило больше всего, так это полное отсутствие обзора с каюты, единственный иллюминатор был наглухо задраен. Для оценки ситуации за бортом приходилось каждый раз подниматься наверх по очень крутому и высокому трапу.

Выезд автомобилей с парома. г. Холмск. Фото Дьулуса Антонова

Потемнело довольно рано, иногда вдалеке были видны судовые огни и зарево от освещения населенных пунктов. Что примечательно, судя по огням суша была уже слева, то есть это было побережье острова Сахалин. Значит до Холмска осталось несколько часов ходу. Незадолго до прибытия сдали постельное белье и собрались в "фойе" у выхода. Около 23 часов вечера сошли по трапу в порт назначения Холмск. Наша экспедиция в полном составе прибыла на остров Сахалин! 

Дорога Холмск - Оха

Холмск при Карафуто (губернаторство в составе Японской империи с 1905 по 1945 гг., куда входила южная часть Сахалина севернее 50-й параллели) именуемый Маока - крупнейший порт на западном побережье Сахалина. Название Маока имеет скорее всего айнское происхождение, с айнского языка "Маука" означает холмы поросшие шиповником. Был освобожден советскими войсками 19 августа 1945 года посредством высадки морского десанта силами Северной Тихоокеанской флотилии.

Высадка была произведена в штормовую погоду непосредственно в порту, без артподготовки и без авиационной поддержки (по метеоусловиям авиация сидела на базах). Ошеломленные самураи в первые часы не смогли организовать адекватную оборону и были выбиты с порта в город, где наконец пришли в себя и начали отчаянное сопротивление, завязался ожесточенный бой за город. Но в тот день сила была явно не на стороне обороняющихся и к 14 часам город был полностью освобожден. В городских боях больше всего пострадали мирные жители, которые в панике метались в поисках спасения. По некоторым источникам, под перекрестным огнем было убито около 600 человек. Наши безвозвратные потери составили 77 военнослужащих, японские - 300 убитых и 600 пленных в качестве бонуса. Огромный практический опыт нашей армии борьбы с гораздо более сильным противником никуда не делся, да и японский солдат августа 1945 года был уже не тот. К тому же 14 августа император Хирохито объявил о прекращении войны, приказав армии сложить оружие. Получалось так, что в Манчжурии и на Сахалине японские части воевали по своей инициативе. Далее остатки горнизона Маоки отступили вглубь острова по Камышовому перевалу в сторону Тойохары (ныне Южно-Сахалинск).

При выходе из причала еще раз прошли спецконтроль, вокруг заборы с колючей проволокой, шлагбаумы, не хватает только вышек с автоматчиками. Выехали с порта, заправились и в ночь тронулись в путь. Нас ждал город Оха - столица Сахалинских нефтяников, крупнейший город на севере острова. С Холмска до Охи 884 километра, из которых треть пути (участок от Тымовска до Охи) преимущественно имеет гравийное покрытие и активно реконструируется. 

Прямо с побережья уложена прекрасная асфальтированная дорога, напорядок лучше участка с Лидоги до Ванино. Единственное, было очень темно, шел снег и разглядеть что-либо за пределами конуса света фар автомобиля было практически невозможно. Дорога, как качели плавно шла то вверх, то вниз, двигаясь по склонам горного хребта. Сразу стало заметно, что Альмера мегинокангаласцев начала сильно терять темп на подъемах, двигатель с объемом полтора куба явно не вывозил своих четырех ездоков, которые кроме водителя Жени довольно увесистые ребята. И по приезду в Южно-Сахалинск, "Южный" как его ласково называют сахалинцы, было принято решение самого крупного пересадить к нам в микроавтобус. Таким образом, Вадим Петрович был переопределен в наш экипаж. 

В "Южном" нужно было залатать пробитое накануне колесо микроавтобуса и заодно по возможности плотно поужинать. Заехали в первую попавшуюся круглосуточную кафешку с шиномонтажем. Кухня оказалась с корейским уклоном. Я не специалист по корейской кухне и последовал примеру более компетентного в этом вопросе Дьулуса -заказал пибимпап и не ошибся. Пибимпап, как оказалось, это наивкуснейший отварной рис с говядиной и яйцом покрытый салатом, заправлять все это предполагается очень острым соусом. Порадовал и размер порции, по крайней мере я смог одолеть только процентов 70 от предложенного объема.

На Сахалине этнических корейцев около 50 тысяч человек. Это потомки тех, кого в первой половине ХХ века японцы завезли с Корейского полуострова в качестве дешевой рабочей силы, а после войны в отличие от своих бывших хозяев, которых поголовно депортировали на историческую родину, предпочли остаться строить светлое будущее с советским народом. Оно и понятно, пришедшая Советская власть казалась после жесткой, порой и жестокой японской военной диктатуры настоящим раем. 

Дальше наш путь лежал строго на север. Дорога с села Стародубское (при Карафуто Сакаэхама) до Гастелло (Найро) идет вдоль побережья Охотского моря. Село относится  Поронайскому городскому округу, а Поронайск (Сисука) является первым крупным населенным пунктом, освобожденным от японцев в августе 1945 года. Именно сюда в 1925 году эмигрировал с приходом советской власти наш земляк Дмитрий Прокопьевич Винокуров, известный не иначе как "Оленный король Сахалина". Его дом стоял в местности Отасу, что практически городской черте нынешнего Поронайска. О нем и его судьбе расскажу чуть попозже. 

Дорога Холмск - Оха. Где-то ближе к Ногликам. Фото Дьулуса Антонова

С Гастелло дорога проложена по долине реки Поронай, углубляясь в центр острова. С рассветом добрались до Тымовска, оттуда трасса постепенно уходит направо в сторону Охотского моря к Ногликам. С Ногликов снова строго на север к Охе. Ландшафт и дорожное покрытие меняются стремительно, горы сменились на лесотундру, а асфальт на гравийку.

Дорога Холмск - Оха.  Фото Дьулуса Антонова

Как посветлело сделали остановку с целью проведения якутского обряда "алгыс" - языческий ритуал по задабриванию местных духов посредством угощения огня символическими дарами, обычно это кумыс, растопленное сливочное масло, оладьи, волосы с конской гривы. Нашим штатным алгысчытом является Егор Борисов - доктор медицинских наук, член союза писателей Республики, помимо этого он штатный врач и баянист наших экспедиций. Бывало, что и местное население обращалась к Егору Егоровичу за медицинской помощью. В глухом селе Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края, будучи участником экспедиции "Пути великих свершений" он исцелил "онкобольную", местный медработник заподозрил онкологию и несчастную хотели было отправить в краевой центр на обследование, а Егор Егорович, осмотрев поставил диагноз и назначил лечение. Через неделю на обратном пути при контрольном осмотре больной констатировали полное исцеление. Дело было, оказывается, в банальном фурункуле. 

Дорога Холмск - Оха.  Фото Дьулуса Антонова

Далее, начиная примерно с Тымовского или же севернее Ноглик, точно не помню, начались участки, где проводилась реконструкция автодороги. Местами был насыпан глинистый песок, который под влиянием осадков размяк и превратился в кашу. Альмера на первой же колее оставленной дорожной техникой и самосвалами села на "брюхо". Пришлось ее толкать, а местами вытягивать на тросе "крузаком". Наш микроавтобус несмотря на задний привод и большой вес проехал тяжелые участки без посторонней помощи. Скорее всего сказался опыт и мастерство Александра, нашего водителя. 

 

Оха

Как известно, с выходцем из Якутии непосредственно связано открытие нефти на Сахалине. Так вот, якут Филипп Павлов, который работал у купца Иванова как-то в конце ХIX века преподнес ему две бутылки с черной жижей, которые по неосведомленности, исходя из характерного запаха называл "керосин-водой". Иванов же будучи человеком алчным и предприимчивым быстро смекнул, что дело пахнет большими деньгами, тем более он был наслышан о баснословных барышах Каспийских купцов, занимавшихся добычей и реализацией нефти. Тут же он отправляет Филиппа Павлова со своими подручными на разведку тех мест, где по словам якута он нашел лужи с "керосин-водой", чтобы оценить объемы месторождения.

Убедившись в наличии достаточного количества черного золота, Алексей Иванов пишет сообщение военному губернатору Приморской области, заявляя об открытии нефти, а также просит об отведении земель для организации разработки месторождения, а Филиппа Павлова премировал золотыми часами. Учитывая скупость и жестокость купца - весьма щедрый дар. Про Иванова Антон Павлович Чехов, будучи на Сахалине, писал так - "Николаевский купец Иванов, ныне покойный, каждое лето ездил на Сахалин и брал там с гиляков дань, а неисправных плательщиков истязал и вешал" . Часы же наш герой отдал в качестве калыма (выкупа) за невесту. Самому Алексею Иванову нефтью не суждено было увидеть первые буровые вышки на Сахалине, он умер в 1881 году.

В Охинской библиотеке Фото Дьулуса Антонова

К 18 часам вечера экспедиция достигла самой северной точки острова Сахалин - города нефтяников Оха. На центральной площади нас встретила директор Охинской центральной библиотеки Ирина Терентьева. Первым делом отправили машины в мойку, а сами в сопровождении Ирины Сергеевны пешком направились в здание библиотеки, что в 150 метрах от площади. В читальном зале нас уже ждали местные краеведы и члены РГО, представители СМИ, а также работники самой библиотеки. Стоит упомянуть, что в этом году Охинской библиотеке исполняется 90 лет со дня основания. 

Подаренный сосуд с нефтью

Георгий Никонов коротко познакомил присутствующих с проектом "Пути великих свершений". Далее перешли к вопросам открытия сахалинской нефти, а именно роли нашего земляка Филиппа Павлова к этому знаменательному событию. К сожалению, сведений о тех далеких днях и судьбе самого Филиппа осталось очень мало и многое еще предстояло выяснить. В ходе встречи была достигнута договоренность о сотрудничестве и совместном исследовании этого вопроса. Хозяева в лице руководителя отдела землепользования сектора геодезических и маркшейдерских работ "РН-Сахалинморнефтегаз" Людмилы Алексеевны Голубцовой преподнесли в коллекцию реликвий нашего проекта сосуд с месторождения Одопту-море (Северный купол) скважина № 278. Также охинцы интересовались опытом нашей республики в вопросах сохранения родного языка, развития оленеводства, туризма и экологии.

Егор Борисов исполняет якутскую песню “Ньургуһуннар” - “Подснежники”. г. Оха Фото автора

Достойным финалом вечера стала якутская песня "Ньургуһуннар" ("Подснежники"), исполненная под аккомпанемент баяна Егором Борисовым.

Георгий НИконов у здания Охинского краеведческого музея. Фото автора

День 102-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции для участников нашей экспедиции начался с посещения Охинского краеведческого музея, куда накануне были приглашены его директором Татьяной Викторовной Кандеровой. В музее представлены уникальные материалы по истории Северного Сахалина, в частности, львиная доля экспозиций посвящена становлению нефтегазовой отрасли Сахалинской области. Экскурсию для нас провела научный сотрудник Мария Васильевна Рудынская, ей в очень сжатые сроки, обуслевленные графиком экспедиции, удалось в полной мере познакомить нас со всей экспозицией музея. Из запомнившихся мне экспонатов могу выделить: колокол с маяка мыса Марии, пушка с британским клеймом, найденная в заливе Чайво. 

Охинский Краеведческий музей Егор Борисов и Георгий Никонов с Марией Рудынской. Фото Дьулуса Антонова

Далее нам предложили познакомиться с основными достопримечательностями города. А гидом любезно согласилась выступить научный сотрудник музея Ирина Потоцкая. Сначала осмотрели центр города - площадь Нефтяников, где в камне увековечены основные вехи в истории города и горожане, причастные к тем событиям. Здесь же расположены административные здания мэрии и управления района. 

У вышки Зотова. г. Оха Фото Автора

К одним из самых значимых исторических памятников Охинского района является построенная в 1898 году нефтяная вышка промышленника Григория Зотова, которая считается первой на Сахалине. Там же в ста метрах расположена и первая советская скважина, пробуренная в октябре 1928 года. 

Первая советская скважина Фото Дьулуса Антонова

Недалеко от вышки Зотова на холме стоит памятник трудовым подвигам сахалинских железнодорожников - паровоз ПТ-4-524, ходивший с 1955 по 1987 годы. А построен он в 1952 году в городе Тампере в Финляндии и имеет ходовую под узкую европейскую колею. За неимением подходящих локомотивов еще долго пришлось эксплуатировать такие вот иномарки, а также японские паровозы довоенной постройки. Что касается путей, то перешивка путей под российский стандарт ведется только с 2000-х годов. До этого широко использовалось японское наследие - узкоколейка, которым довольно густо была опоясана территория губернаторства Карафуто.

Паровоз ПТ-4-524

Апофеозом посещения города нефтяников стала установка памятной таблички первооткрывателю сахалинского месторождения нефти якуту Филиппу Павлову. Табличка была установлена на месте естественного выхода нефти на поверхность земли, с такой же лужи с "керосин водой", набранной нашим земляком в бутылку, началась вся  история сахалинских нефтепромыслов. В будущем, если все пойдет по плану, на этом месте планируется установка памятника. 

Памятная табличка первооткрывателю сахалинской нефти Филипу Павлову Фото Дьулуса Антонова

Согласно очень плотному графику экспедиции в тот же день у нас была намечена следующая точка маршрута - поселок Ноглики. Также по пути должны были почтить память жертв Нефтегорского землятресения 28 мая 1995 года. В тот страшный день ночью всего за 17 секунд поселок был полностью уничтожен, из 3197 жителей погибло 2040 человек. Поселок было решено не восстанавливать, а выживших расселили, в основном в Оху.

У стелы при въезде в город. Фото автора

Сфотографировавшись у стелы при въезде в город, мы попрощались с гостеприимной Охинской землей. До Нефтегорска, если верить навигатору, около 90 километров. Но получилось по Толстому - "Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить". После съезда с асфальта на проселочную дорогу наш "крузак" смог проехать только пару километров. Дорожное полотно было основательно разбито тяжелой внедорожной техникой, кое-где колея доходила метровой глубины. Пришлось церемонию возложения венков жертвам той страшной природной катастрофы провести не доезжая до Нефтегорска. 

Дорога Оха - Ноглики. Фото автора

Попытка доехать до Нефтегорска. Дмитрий Аргунов. На заднем фоне Охотское море Фото автора

Дорога Оха - Нефтегорск. Фото автора

Нефтегорск. Фото Дьулуса Антонова

Ноглики

До Ногликов доехали без особых затруднений. По крайней мере,  альмера проехала весь путь без посторонней помощи. Строящийся участок дороги, который еще вчера было проблематично проехать, дорожники успели за ночь разровнять грейдером. 

В Ногликах проживает  Владимир Санги - известный писатель, публицист, общественный деятель, основатель нивхской литературы, создатель учебников нивхского языка. Но, к сожалению, в день нашего приезда Владимир Михайлович был в отъезде и нам не удалось с ним встретиться. Поэтому прямиком направились в краеведческий музей. Что интересно, музей не только выполняет свои прямые музейные функции, но еще и выступает в качестве этнокультурного центра коренных малочисленных народов Севера, где активно ведется работа по сохранению этнического самосознания и традиций, действует клуб "Нивхинка". 

В фойе нас встретили директор музея Татьяна Афанасьевна Картавых и научный сотрудник Юрий Миронович. После знакомства Юрий Алексеевич пригласил осмотреть музей. Экспонаты в основном посвящены жизни и быту коренных народов Сахалина нивхов, уильта, эвенков, а также представлена местная флора и фауна, имеются экспозиции, освещающие историю освоения нефтяных месторждений. Также здесь находится творческий кабинет Владимира Санги, где хранится много уникальных экспонатов, переданных писателем. 

С директором Ногликского краеведческого музея Татьяной Картавых. Фото Дьулуса Антонова

В ходе беседы с Татьяной Афанасьевной выяснился один удивительный момент, оказалось, что она по происхождению якутка и принадлежит к потомкам знаменитого сахалинского купца Дмитрия Винокурова. Было очень радостно в такой дали от Якутии встретить своих соплеменников, тем более предков самого Дмитрия Прокопьевича, выяснение судьбы которого - одна из целей экспедиции. Особенно в восторге были мегинокангаласцы, ведь они - представители родного улуса купца. В свою очередь, Татьяна Афанасьевна поделилась с нами весьма ценной информацией о своем известном предке, в том числе порекомендовала нам встретиться с автором книги "Отасу" сахалинским историком и писателем Николаем Вишневским, что и будет сделано позже в Южно-Сахалинске. Оставив на память об экспедиции памятные подарки, мы были вынуждены попрощаться с хозяевами. График экспедиции гнал нас к следующей путевой точке - в поселок Смирных.

Смирных

Про дорогу особо нечего рассказывать, сквозь сон помню только густой снег, шедший почти всю дорогу. В поселок заехали затемно, где то в 22:30, без труда нашли гостиницу и забросив вещи я тотчас завалился спать. 

Думаю, сначала правильнее будет дать короткую историческую справку. Во время Советско-Японской войны здесь, точнее по 50-й параллели, проходила государственная граница СССР и Империалистической Япониии, которая была установлена по Портсмутскому мирному договору, явившимся финалом Русско-Японской войны 1905 года. По его условию южная часть Сахалина по 50-й параллели переходила к Японской Империи. Так, у Страны восходящего солнца появилась единственная сухопутная граница. В общем, самураи с условиями договора остались, мягко говоря, недовольны, на правах победителя требуя остров целиком и полностью. Но чувствуя, что армия выдохлась пошли на компромисс, отложив данный вопрос на потом. "Потом" мог вполне наступить в 1941 году, но пронесло, получив по зубам в боях у озера Хасан в 1938 года и на Халкин-Голе в 1939-м, несмотря на настоятельные требования Гитлера, Император Хирохито не осмелился вступить в открытую конфронтацию с Советским Союзом. 

Начало конца японского господства на Сахалине настал 11 августа 1945 года, когда войска 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта генерала армии Пуркаева пересекли 50-ую параллель. Главной преградой на пути наступления наших войск был Котонский (Харамитогский укрепленный район). Основной фронтальный удар по нему нанесла 79-ая стрелковая дивизия 56-й стрелкового корпуса генерал-майора Дьяконова, усиленная 214-й танковой бригадой по долине реки Поронай, где проходила единственная дорога, соединяющая север и юг острова. 

179-й стрелковый полк того же корпуса совершила фланговый маневр по заболоченной местности через опорный пост Муйка, где командиром 3-го батальона служил капитан Леонид Смирных. Захватив Муйку основные силы полка было решено отправить через болота напрямик к станции Котон, тем самым перерезать обороняющихся в Котонском УР японские войска от основных сил. Передовая рота 3-го батальона вышла к Котону 13 августа. Бои за город и станцию шли 2 дня, и к 15 августа Котон был взят. Решающую роль в захвате станции сыграл батальон под командованием капитана Смирных. Прорыв Котонского УР стал для наших войск лишь делом времени. Тем временем основные силы 79-ой дивизии, с ходу проломив оборону передового опорного полицейского пункта Хандаса, завязли у главной полосы японской обороны. 

16 августа после артиллерийской и авиационной подготовки начался штурм основной полосы обороны. Наступление велось и с фронта и с тыла, в итоге к следующему дню силы обороняющихся были разбиты  на отдельные очаги сопротивления, а 18 августа остатки гарнизона укрепрайона сдались на милость победителей.

Капитану Леониду Смирных не суждено было дожить до победы, он был убит 16 августа японским снайпером. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами и проявленные при этом мужество и героизм капитану Смирных Леониду Владимировичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с награждением медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина. Похоронен в селе Камисикуке (в 1947 года в честь героя село было переименовано в Леонидово). 

Утром 8 ноября хорошо выспавшиеся и отдохнувшие отправились в Музей Южно-Сахалинской наступательной операции. Музей расположен в самом центре поселка в двухэтажном панельном здании, при входе висит табличка "нотариальная контора" и мы поначалу прошли мимо, но тут нас окликнула директор музея Елена Анатольевна Дегтярева и пригласила войти, видимо она увидела в окно нашу весьма колоритную компанию. Так начался один из самых запоминающихся дней пребывания на Сахалине.

Инсталляция посвященная подвигу Героя Советского Союза сержанта Антона Буюклы. Фото Дьулуса Антонова

Сначала Елена Анатольевна познакомила нас с экспонатами музея. Помещение небольшое, выставить даже половину из фондов невозможно - сетует директор. Действительно, по площади музей самый скромный из тех, в которых я побывал, всего-то два небольших зала. А уникальности выставленных реликвий могут позавидовать многие музеи, имеющие гораздо большие статусы и возможности. Все экспонаты, среди которых предметы быта, оружие, боеприпасы, элементы снаряжения - оригинальные. Можно сказать, что экспозиция была собрана общими усилиями местных жителей. Проще говоря, кто что нашел, то и приносил в музей. 

Экскурсию ведет директор музея Южно-Сахалинской наступательной операции  Елена Дегтярёва. Фото Дьулуса Антонова

Помимо своих прямых обязанностей Елена Анатольевна ведет активную работу с подрастающим поколением. В музее часто проходят тематические встречи патриотической направленности. В теплое время года организуются выездные занятия непосредственно в местах событий августа 1945 года. 

Среди экспонатов мне больше всего запомнилась инсталляция, в миниатюре воссоздающая подвиг еще одного Героя Советского Союза сержанта Антона Ефимовича Буюклы. Он был первым номером пулеметного расчета 165-го стрелкового полка, 14 августа ходе боев за железнодорожную станцию Котон (ныне Победино) вызвался уничтожить вражеский ДЗОТ. Забросать его гранатами не удалось, второй номер расчета боец Лопатин был убит, тогда отважный сержант решился на отчаянный шаг - в последнем броске закрыл своей грудью вражескую амбразуру, повторив таким образом подвиг Александра Матросова. В инсталляции использованы реальные образцы оружия, само собой охолощенного, также в деталях воспроизведены обмундирование и снаряжение изображенных солдат, также удалось передать атмосферу и весь накал происходящей схватки. 

Закончив знакомство с музеем, Елена Анатольевна пригласила нас пройтись по уникальному экскурсионному маршруту "Дорогами подвига", проложенному по району боевых действий от 50-й параллели до села Победино. 

В одном из ДОТов полицейского поста Хандаса Фото Дьулуса Антонова

Наше знакомство с памятными местами Смирныховского района началось с осмотра остатков укреплений поста Хандаса, недалеко от поселка Рощино, при взятии которого отличился командир передового отряда 165-го стрелкового полка капитан Григорий Светецкий. За свой подвиг Григорий Григорьевич был удостоен звания Героя Советского Союза. По рассказам участников, бой проходил крайне ожесточенно, нередко переходя в рукопашные схватки. Темп наступления наших войск японцам удалось немного притормозить только взорвав мосты через Хандаса-гаву. 

В одном из ДОТов полицейского поста Хандаса Фото Дьулуса Антонова

Остатки дотов и вала производят сильное впечатление. Железобетонный ДОТ, который мы успели осмотреть, имел толщину стен примерно полтора метра, пять амбразур с почти круговым сектором обстрела, вооружение по всей видимости состояло из стрелкового оружия. Внешняя сторона, направленная в сторону наступавших советских войск, была испещрена попаданиями пуль и осколков. Сохранность неплохая, несмотря на то, что половина ДОТ-а находится ниже уровня земли, ее даже не залило грунтовыми водами. 

Памятник на 50-й параллели. Фото Дьулуса Антонова

Далее посетили памятный знак на 50-й параллели, он выполнен в виде трехгранного штыка от винтовки Мосина на основании которого бетонная стилизованная стрелка, указывающая юг и на ней надпись "50 параллель. 11 августа 1945 г. части Советской армии с этого рубежа начали освобождение Южного Сахалина, исконно русской земли от японских захватчиков", над надписью расположен барельеф советского солдата в каске. Прямо за памятником в лесу виден просвет в деревьях, именно там проходила Советско-японская граница и, по всей видимости, шла широкая просека, которая со временем заросла. 

Здесь же неподалеку находится мемориал, воздвигнутый на месте захоронения павших советских воинов. Известно, что ввиду стремительности наступления и труднопроходимости местности погибших с той и с другой стороны не успевали вовремя предавать земле. Спустя месяцы похоронные команды найденные останки солдат хоронили здесь, а офицеров в Леонидово. 

На месте гибели Героя Советского Союза капитана Леонида Смирных Фото Дьулуса Антонова

Буквально в 100 метрах за мемориалом находится место, где капитана Смирных настигла пуля снайпера. По пути туда повалил густой снег. То там, то здесь среди деревьев попадались заросшие лунки от одиночных окопов. На месте гибели героя поставлен скромный бетонный памятник, который представляет  собой стилизованный бетонный мерлон Кремлевской стены с табличкой и красной звездой. Елена Анатольевна живописно рассказала о подвиге Леонида Смирных, а также осветила нам подробности его гибели. Затем состоялась скромная церемония возложения венков к мемориалу и минута молчания в честь воинов, принесших в жертву свои жизни ради Победы над японскими милитаристами. Все время шел густой снег, что добавляло символизма в происходящее.

Церемония возложения венков к мемориалу на месте захоронения павших советских солдат. Фото Дьулуса Антонова

Далее наша экспедиционная группа вернулась в Смирных, где посетили место дислокации 528-го истребительного-авиационного полка, который был расформирован в 1995 году. Теперь же о полке напоминает лишь установленный на бетонную опору истребитель МиГ-17. Самым растиражированным эпизодом с участием 528-го ИАП, пожалуй, является инцидент с уничтожением корейского Boeing 747, следовавшего рейсом Нью-Йорк - Анкоридж - Кимпхо (Сеул, Ю.Корея), нарушившего воздушное пространство СССР ночью 1 сентября 1983 года. Я, конечно, не специалист, но придерживаюсь мнения о роковом стечении обстоятельств. Не вдаваясь в подробности, можно с большой долей вероятности сказать, что наши силы ПВО приняли корейский пассажирский Боинг за разведывательный Boeing RC-135 ВВС США, данный тип самолетов регулярно совершал облеты вдоль границы. По габаритам, компоновке, внешнему виду два самолета схожи. Так или иначе, 747-ой был сбит над островом Монерон ракетой "воздух-воздух", выпущенной истребителем-перехватчиком Су-15, и упал в пролив Лаперуза. Пилотировал Су-15 летчик 528 ИАП майор Геннадий Осипович.

На месте дислокации 528-го ИАП. Фото Дьулуса Антонова

Поблагодарив директора музея Елену Анатольевну Дегтяреву за столь содержательную экскурсию, мы, экспедиция проекта "Пути великих свершений", поехали к следующей цели - в город Поронайск. 

Поронайск. Местность Отасу

Расстояние в 77 километров пролетели  быстро и вот уже после обеда мы в Поронайске. Город расположен на правом берегу устья реки Поронай. Во время японского правления носил называние Сисука (от айнского "шикука"- "большой, широкий"). Поронайск встретил нас комплексом цехов целлюлозно-бумажного комбината, построенного еще японцами. К сожалению или к счастью, в настоящее время по экологическим соображениям комбинат не работает. 

Первым пунктом в графике экспедиции значился Поронайский краеведческий музей. В здании музея недавно был проведен ремонт, во дворе разбита симпатичная лужайка с фонтаном. У парадного входа нас встретили две статуи львов, в восточном стиле отлитых из металла, по всей видимости, из чугуна, но могу ошибаться. Прихожая, если, конечно, можно так назвать, стилизована под каюту старинного корабля. Первый этаж полностью посвящен коренным народам, проживающим на Сахалине, а второй этаж целиком выделен под японскую выставку. 

В Поронайском краеведческом музее. Фото Дьулуса Антонова

На встрече присутствовали: Мария Родионовна Володенок - директор , а также коллектив музея, Елена Владимировна Савенко - член РГО, руководитель школьного краеведческого музея и Китагава Юрий Васильевич - фотограф, краевед, представитель народности уильта. В беседе были затронуты вопросы истории коренных народов острова, об их традиционных промыслах, но все же разговор неминуемо перешел на тему жизни и деятельности известного якутского купца Дмитрия Винокурова. К сожалению, сохранилось очень мало достоверной информации о Дмитрии Прокопьевиче и о судьбе его семьи. Не известно даже где он был похоронен. В виду этого обстоятельства, земляками Дмитрия Винокурова, мегинокангаласцами Иннокентием Яковлевым, Дмитрием Аргуновым и Евгением Копыриным в фонд музея был передан мешочек с землей из родного аласа купца.

В Поронайском краеведческом музее. Работники расматривают подаренные нами тома исторического альбома “Пути великих свершений”. Фото Дьулуса Антонова

После экскурсии по музею, проведенной Натальей Викторовной Третьяковой, мы в сопровождении Елены Савенко и Юрия Китагава отправились в Отасу, где стоял дом семьи Прокопьевых. Отасу - это местность недалеко от города, расположен на острове Северном в дельте реки Поронай, в настоящее время необитаем. До 1945 года там находилось село с одноименным названием. Население состояло из коренных народов, коротко суть поселения можно описать как "образцовое село компактного проживания малых народностей Сахалина". Сюда часто приезжали влиятельные японские чиновники и даже представители Императорского двора Японии. Выражаясь современным языком, Отасу был своего рода объектом этнографического туризма. Так вот, Дмитрий Винокуров являлся старостой села и в его доме часто гостили видные японские деятели тех лет, что обеспечивало ему обширные связи в высших японских кругах. 

В местности Отасу. Егор Борисов, Елена Савенко, Иннокентий Яковлев, Георгий Никонов. Фото Вадима Николаева

Дмитрий Винокуров родился в 1884 году в местности Ярмонка (якутское название - "Дьаархаан") Якутской области. С 1910 по 1925 годы проживал в селе Паркотал на севере Сахалина. Занимался пушниной, торговлей и оленеводством. Заработал на этом огромное состояние. На свои средства построил приходскую школу и церковь. С приходом советской власти, под угрозой коллективизации и раскулачивания эмигрировал на территорию Карафуто, а именно в Отасу. Бежать от советской власти удалось только со второй попытки, первая попытка была пресечена спецслужбами и его доставили в Александровск - в то время столицу советского Сахалина. Проведя с ним разъяснительную работу Винокурова все же "отпустили" к японцам, предварительно завербовав. Частью игры, которую затеяла наша разведка, стал постановочный побег новоявленного агента из севера острова. В Отасу купец в свободное от приема японских туристов время продолжал заниматься оленеводством и пушниной, похоже совсем позабыв про свои обязательства перед советской разведкой. В итоге, в 1938 году терпение Главного управления госбезопасности лопнуло и Дмитрия Винокурова для разбирательств силой вывезли в Александровск. Конечно же, ему оставалось только согласиться на дальнейшее плодотворное сотрудничество, семья то осталась в Отасу. Отсутствие столь видного человека не остался для японских властей без внимания, его обвинили в работе на советскую разведку и бросили в тюрьму, где отсидел больше года. Японские застенки не прошли даром для его здоровья, после освобождения в 1942 году Дмитрий Прокопьевич скончался.

Сейчас Отасу превратился в заросший кустарником пустырь, сведений, где стоял дом Винокуровых, не сохранилось. В августе 1945 года отступающие японские части подожгли Поронайск, а вместе с ним и село Отасу. Советским войскам несмотря на все усилия не удалось спасти деревянные постройки, все сгорело дотла. На месте, где предположительно стоял купеческий дом, Наталья Викторовна рассказала ранее не известные нам факты из жизни Винокурова, в частности о судьбе его единственной дочери Варвары. Как оказалось, она после смерти отца практически в одиночку пыталась заниматься оленеводством, не осилив это нелегкое ремесло, перебралась в Поронайск. Варвара вела очень аскетичный образ жизни, можно даже сказать затворническую. Работала сторожем на городском стадионе, торговала на базаре. Замуж так и не вышла, умерла в одиночестве. Была похоронена на городском кладбище, но могила не сохранилась до наших дней. 

Достойным окончанием работы в Поронайске стал традиционный якутский обряд алгыс на песчаном берегу Охотского моря. Егором Егоровичем Борисовым был проведен обряд алгыс, чтобы попросить у духов местности благословения. Скорее всего, такой обряд здесь никто не проводил со времен Дмитрия Винокурова. Пофотографировавшись на фоне моря, мы выехали в столицу этого благодатного края в город Южно-Сахалинск.

На берегу Охотского моря.  Фото Дьулуса Антонова

На берегу Охотского моря.  Фото Дьулуса Антонова

Южно-Сахалинск

По пути ощутили все прелести муссонного климата острова. Погода менялась буквально каждые 50 километров пути. Ясная погода резко сменялась густым снегопадом с сильным ветром, дождем. Для нас, жителей центральной Якутии, такая погода является, мягко говоря, непривычной. 

Во времена Карафуто Южно-Сахалинск именовался Тойохара и был столицей губернаторства. После прорыва Котонского укрепленного района войска 2-го Дальневосточного фронта вышли на оперативный простор и захват Тойохары был вопросом решенным. Несмотря на капитуляцию японской армии, подписанной императором Хирохито еще 14 августа, противник продолжал оказывать яростное сопротивление. Дабы избежать напрасного кровопролития советским командованием были инициированы переговоры, которые состоялись в городе Сиритору 22 августа. В ходе переговоров стороны договорились о прекращении боевых действий. В итоге, 24 августа, механизированный корпус генерала Алимова без единого выстрела вошел в столицу Южного Сахалина.  

А что касается нашей экспедиции, то утром 9 ноября мы встретились с историком, краеведом, писателем, автором книги "Отасу" Николаем Васильевичем Вишневским и председателем Сахалинского отделения Русского географического общества Сергеем Алексеевичем Пономаревым. Темой разговора стала история семьи Дмитрия Винокурова. Николай Вишневский, как самый крупный исследователь истории Сахалина и местности Отасу в частности, рассказал ранее неизвестные  факты из жизни Дмитрия Винокурова. Договорившись о дальнейшем сотрудничестве, мы расстались добрыми друзьями.

НИколай Вишневский, Сергей Пономарев и Георгий НИконов. г. Южно-Сахалинск.  Фото Дьулуса Антонова

Затем согласно графику экспедиции у нас значилось посещение Южно-Сахалинского краеведческого музея. Здание музея было построено в 1937 году на пожертвования населения по проекту архитектора Ёсио Кайдзука в традиционном японском стиле. После освобождения Южного Сахалина, в 1946 году был открыт Областной краеведческий музей. 

Южно-Сахалинский областной краеведческий музей  Фото Георгия Никонова

Здесь мы встретились с заместителем директора по научно-исследовательской работе и развитию Виктором Щегловым. В беседе были затронуты малоизученные стороны истории освоения Дальнего Востока, такие, как мотивы и цели русских первопроходцев, роль нашего земляка Филиппа Павлова в открытии нефти на севере Сахалина. В виду дефицита времени нам не удалось в полной мере ознакомиться с экспозициями музея. Заметил только, что во дворе стояли любопытные экземпляры японской военной техники. 

Южно-Сахалинский мемориальный комплекс “Победа”. Фото Дьулуса Антонова

Дальше нас ждали в мемориальном комплексе "Победа", который расположен центре города на площади Победы. Экспедицию радушно принял директор комплекса Юрий Филипенко и начальник научного отдела Игорь Самарин. Открытый 2 года назад комплекс впечатляет своими масштабами (1819 квадратных метров экспозиций) и восхищает современным подходом к подаче материала. Желающие из числа участников нашей экспедиции не упустили возможности почувствовать себя в роли водителя "полуторки", БТР-80, пилотом легендарного штурмовика Ил-2 на современных симуляторах, также пострелять в пневматическом тире. Особняком стоят трехмерные панорамы, посвященные Южно-Сахалинской и Курильской десантной операциям, выполненных ребятами из команды "Невский баталист". Следует отметить, что руководство комплекса выразило готовность к сотрудничеству по вопросам формирования полных списков якутян, участников освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских захватчиков. 

Южно-Сахалинский мемориальный комплекс “Победа”. Дмитрий Аргунов, Игорь Самарин, Георгий Никонов, Юрий Филипенко, Вадим Николаев

В этот же день мы почтили память Филиппа Лобанова - солдата срочной службы, который героически погиб, спасая людей и имущество при тушении пожара на складе горюче-смазочных материалов в 1972 году. На складе хранился бензин в бочках и при возгорании Филипп с сослуживцами принялись вытаскивать баграми бочки из горящего ангара. В какой-то момент с бочки соскочила крышка и солдата окатило бензином, который тут же загорелся. За проявленный героизм Филипп Лобанов был награжден орденом Красной звезды посмертно. 

Памятник Филиппу Лобанову. г. Южно-Сахалинск. Фото Дьулуса Антонова

Памятник Филиппу Егоровичу Лобанову установлен на территории отдельного батальона Управления Федеральной службы войск национальной гвардии России по Сахалинской области. К бюсту героя были возложены памятный венок и цветы от имени юноармейцев отряда имени Филиппа Лобанова - воспитанников республиканской коррекционной школы-интерната для детей сирот (г. Якутск). Также передали памятный альбом от детей с рисунками о подвиге Филиппа и благодарственное письмо от Администрации родного для героя Амгинского улуса. 

Для участников, прибывших из Якутска и Мегино-Кангаласцев, экспедиция завершилась. Семен Ермолаев, Егор Борисов и я должны были вылетать в Якутск 12 ноября. К тому же согласно билетам на паромную переправу  "крузак" и Альмера должны были быть в Холмске 10 числа. Руководитель экспедиции Георгий Никонов по служебной необходимости 10 ноября вылетел из Южно-Сахалинска во Владивосток. Микроавтобус отплывал на материк 12 ноября. 

Оставшаяся на Сахалине часть команды в составе Вадима Николаева, Дьулуса Антонова и Александра Егорова не теряя времени продолжила работу в Холмске. Они возложили венки к братской могиле советских воинов, павших в боях за Холмск и Камышевый перевал, посетили школьный музей Боевой славы СОШ №6.

Дьулус Антонов и Вадим Николаев у Памятника советским воинам -  освободителям южного Сахалина. г. Холмск. Фото Александра Егорова.

А мы тем временем без особых происшествий, если не считать хамского отношения сотрудников охраны Холмского морского порта, добрались до Хабаровска. Для меня Историко-этнографическая автомобильная экспедиция «Пути Великих свершений: 75 лет Победы-остров Сахалин» завершилась. В идеале, конечно, хотелось обойтись без авиаперелета, но согласно договоренности с начальством я должен был быть на рабочем месте не позднее 12 ноября. 

Позже всех экспедиция закончилась для нашего водителя Александра Егорова. Он приехал в Якутск только 14 ноября. Всего на одометре Hyundai красовалась цифра 8000 километров. 

По итогам экспедиции по Республиканскому телевидению было показано два документальных фильма, снятых Семеном Ермолаевым. Собранный материал будет использован в издании следующих томов серии альбомов "Пути великих свершений". Что немаловажно, в ходе экспедиции были налажены дружеские и деловые связи с настоящими энтузиастами, исследователями, с людьми, по-настоящему ценящих и любящих свой край.  

 

 

 

 

Ссылка на первоисточник
наверх