Неугомонный Александр Химушин решил посетить единственную страну, где официально не отменено рабство, — Мавританию. В этом репортаже читайте о побеге через границу, самом ужасном городе мира и неожиданной встрече с украинскими моряками.
Западные посольства на своих сайтах ехать в Мавританию категорически не советовали.
Не так давно там были случаи похищения иностранцев боевиками движения «Аль-Каида». Плюс это единственная в мире страна, где официально не отменили рабство. «Это будет суперприключение!» — подумал я, протягивая деньги в окошко кассы автовокзала. «А можно у окна?» «Нельзя, — с безучастным видом пробурчала марокканская красавица в хиджабе. — Последний билет. Брать будете?» С этого момента основной преградой, отделяющей меня от Мавритании, оставалась лишь виза. «Как так не дают на границе? Прорвемся!» — думал я, закидывая рюкзак в багажный отсек...Автобусы в Марокко довольно комфортабельны, разве что места между рядами маловато — народ тут не очень рослый. «Ничего. Сутки можно и потерпеть», — успокаивал я себя, когда старик в чалме опустил спинку впереди стоящего кресла и мои коленные чашечки громко хрустнули.
Западная Сахара
Казалось бы, ну кому нужны эти пустынные земли? Однако испокон веков за них идет кровопролитная война. В свое время эта обширная территория называлась Испанской Сахарой. При последнем переделе границ в 1975 году эти земли были оккупированы марокканской армией. С тех пор статус страны до конца не ясен. Марокко считает Западную Сахару своей неотъемлемой частью, в то время как местные жители ведут партизанскую войну против захватчиков. Глубоко в пустыне есть территория, которую марокканцам так и не удалось взять под свой контроль. Со всех сторон она окружена заминированными полями. Сахарави провозгласили там свое независимое государство, и оно, кстати, даже было признано рядом стран.
В то время как сахарави досматривали очередной сон из цикла «1001 ночь», под покровом темноты мой автобус остановился на первом блокпосту. В салон зашли люди в камуфляже. Понятное дело, меня, как единственного иностранца, попросили предъявить документы. Ситуация с проверкой моих документов повторялась буквально на каждом блокпосту, которых до Дахлы мы проехали еще штук пять, не меньше.
Несколько раз автобус останавливался на перекур. С непривычки мне бросались в глаза какие-то детали. Например, туалеты на заправках. Как вы, наверное, знаете, жители мусульманских стран не пользуются туалетной бумагой. Было интересно наблюдать, как мужики привычно наполняли ведерки и запирались в кабинках. Улучив момент, я не мог не запечатлеть интерьер. Унитаз в стиле «фарфоровая дырка в полу» дополнил бы репортаж, но поверьте на слово, лучше не надо :)
На подъезде к Дахле пустыня выглядела уже повеселее. Появилось море. Оказывается, даже в Сахаре люди умудряются заниматься кайтсерфингом. Вот уж никогда бы не подумал.
Дахла
Мне повезло, что парнишка, сидевший со мной по соседству в автобусе, тоже направлялся в Мавританию. Вместе было и веселее, и, что немаловажно, гораздо проще разобраться, где, что и как. Мы прибыли в Дахлу после обеда, а единственный автобус до границы отправлялся только вечером. В запасе было еще несколько часов, и я, оставив рюкзак у кассирши на автовокзале, отправился прогуляться по городу.
Дахла на удивление оказалась довольно приятного вида городком с красивой набережной, а местные жители на полном контрасте с Марракешем были довольно приветливы и дружелюбны.
Удалось немного поговорить с людьми и узнать о реальной ситуации в регионе. Мне рассказали, что во избежание волнений марокканское государство выделяет большие деньги на развитие города, и сахарави живут, в общем-то, довольно неплохо. Однако каждый из них спит и видит, когда страна наконец добьется независимости. У многих по ту сторону заминированных полей остались родные и близкие. Вот уже почти 40 лет проехать к ним официально они не могут. Но если очень захотеть, то попасть туда партизанскими тропами все же возможно. Меня даже пригласили это сделать, и я думаю, что в будущем непременно воспользуюсь этим предложением. А сегодня мой путь лежал дальше, в Мавританию.
Мавританская граница
В восемь вечера переполненный автобус выдвинулся в сторону границы. Я проснулся от того, что Абдулла толкал меня в бок. Я посмотрел на часы. Был уже час ночи. Автобус подкатил прямо к границе. Но радоваться было рано. Переход открывался только в девять утра. Ночью в Сахаре очень ветрено и прохладно. «Или заходите, или как знаете», — прокряхтел старый афро-дед, хозяин местной ночлежки. Эх, если б я тогда знал, то лучше бы остался на улице. Всю ночь меня безжалостно кусали эти маленькие мерзкие кровососущие насекомые.
Пройти формальности на марокканской стороне не составило труда. Но как только мы с Абдуллой оказались за воротами, начались настоящие приключения. Между двумя границами проходит семикилометровая ничейная полоса отчуждения. Там царит полный хаос, а пейзажи напоминают кадры из фильмов в стиле «После ядерной войны». Горы мусора, то тут, то там груды разбитых автомобилей и телевизоров. Чтобы добраться до мавританского поста, пришлось долго договариваться с какими-то подозрительного вида типами, которые за немалое вознаграждение согласились провезти нас на убитом в ноль «мерсе» по этим «живописным» местам.
Вскоре показалась мавританская сторона — среди пустыни стояло несколько покосившихся строений, охраняемых грозного вида темнокожими военными с автоматами наперевес. В замызганной комнате, кишащей мухами, один из них проверял паспорта, небрежно швыряя их назад владельцам. У Абдуллы с визой было все в ажуре, меня же отправили в визовый «офис». Прошло около трех (!) часов, прежде чем дверь наконец приоткрылась и в образовавшейся давке я сумел одним из первых проскользнуть внутрь. «Виза? Не па проблеммь!», — заявил мужик за пыльным столом. Так что опасения не подтвердились. Да, нормальную визу там действительно не дают. Зато дают транзитную на месяц, что, в принципе, то же самое :) «С вас 50 евро», — сказал мужик. — «Упс... Только евро? А долларами можно? Дирхамами марокканскими?» — «Не па проблеммь! Туа может купить евро в обменке!» — «Ух ты! У вас тут еще и обменка есть? Круто! Я мигом». Но одна небольшая проблема все же возникла. Обменка, как выяснилось, располагалась сразу за шлагбаумом с надписью Welcome to Mauritania! «Паспорт предъяви!», — рявкнул мужик с автоматом у шлагбаума. — «Паспорт в визовом офисе. Мне надо денег сменять для оплаты». — «Знать не знаю. Паспорт с въездным штампом!» Договориться с упрямым военным никак не получалось. Воспользовавшись моментом, когда тот проверял документы у подъехавшего авто, я перемахнул через веревку и бегом, не оглядываясь, рванул в обменку. Ну не пристрелит же, в самом деле? Заполучив заветные банкноты Евросоюза (к вступлению в который теперь, судя по всему, готовится уже и Мавритания ;), спокойным шагом на глазах у военного я прошел назад. Он лишь недовольно посмотрел на меня, но не сказал ни слова. Е-хо, дело было в шляпе!
Еще 50 км по голой каменистой пустыне — и вот наконец мы прибываем в Нуадибу, второй по величине городе Мавритании! Ура!
Дикий Запад по-мавритански
Нуадибу оказался небольшим городком крайне депрессивного вида. По грязным улицам с покосившимися строениями мело пыль и горы мусора и бродили козы. Местные жители сновали мимо либо в ослиных повозках, либо на убитых тачках, которые, казалось бы, ну просто уже не могут больше ездить. Но они ездили! :)
До посещения Нуадибу пальму первенства самых ужасных городов мира в моем рейтинге прочно удерживала столица Бангладеш. Похоже, что теперь ей придется потесниться.
С непривычки в Нуадибу проблемой сначала казалось буквально все: где остановиться, что поесть. Мавритания — очень бедная страна. Бюджетные гостиницы — просто труба. Грязные матрасы на полу с клопами меня уже никак не прельщали. Приемлемого общепита не было в помине. Местные не могут себе этого позволить, а единственное обшарпанного вида заведение для иностранцев имело заоблачные цены. Снять деньги — еще одна проблема на ровном месте. На весь город нашелся единственный банк, обслуживавший карты Visa, Mastercard в стране не принимают вообще...
Поиски места для ночлега завели нас в один из местных постоялых дворов, где я неожиданно увидел большую, человек, наверное, 30, компанию белых мужиков, расположившихся в тени и на туристов явно не похожих. «Кто это может быть?» — проскочило в голове. Рядом лежали горой китайские сумки. Вдруг на листах бумаги, примотанных к сумкам скотчем, я увидел надпись Kiyv. И тут я услышал русскую речь! Ха! Велкам ту Мавритания! :) Оказалось, это были украинские моряки с одного из наших рыболовецких траулеров, промышляющих в здешних водах. Помните недавнюю историю с задержанием российского судна в Сенегале? Так это ж все тут, рядом. Как я узнал, в Мавритании наши постоянно удят рыбу, а в Нуадибу есть даже местные жители, работающие на отечественных судах. Моряки, мягко говоря, удивились, увидев человека, который по собственной воле приехал в Мавританию. Удивились, но было видно, что не поняли ;)
Наутро наши с Абдуллой пути расходились. Он отправлялся по делам в столицу, не менее прекрасный, чем Нуадибу, город Нуакшот. Ну а я тем временем собирался совершить безумный поступок, ради которого сюда и забрался! Но об этом — в следующем репортаже.
Свежие комментарии