На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фотосафари

3 792 подписчика

Свежие комментарии

  • ольга решетникова
    Ну..... пусть они так живут, если им нравится. А еще там продают пользованные трусы. Видела автоматы лет 5-6 назад. Н...Япония давно уже ...

Саяно-Шушенская ГЭС, Черёмушки и Саяногорск (70 фото)

Большой пост о главной и самой впечатляющей достопримечательности Хакасии, а также двух городах по пути к ней и самой молодой трамвайной системе в России

Вопрос транспортного обеспечения радиальных вылазок к интересным местам - весьма немаловажный. Но проблема часто заключается в том, что информации о расписании пригородных автобусов в сети мало (не в пример электричкам), поэтому планировать своё время и маршрут приходится уже на месте. Возможно, мой опыт будем вам полезным :)

Итак, как добраться до Саяно-Шушенской ГЭС из Абакана?
Путь, надо сказать, непростой, если у вас нет собственного авто. Придётся сделать две пересадки. Сначала покупаете билет на междугородний автобус до Саяногорска (они следуют раз в 40-60 минут в течение дня, с "бóльшей" частотой утром и вечером), в Саяногорске переходите на противоположную от автостанции сторону улицы и ждёте автобус №2 или №2а до Черёмушек, ближайшего к ГЭС населенного пункта. Мне не повезло - видимо, я приехал в Саяногорск как раз после прохода очередного автобуса в посёлок гидроэнергетиков, и мне пришлось ждать следующий порядка 40 минут - интервалы движения на маршруте Саяногорск - Черёмушки велики. На преодоление расстояния в 115 километров у меня ушло в общей сложности почти 2,5 часа!
Есть и прямая маршрутка из Абакана до Черёмушек, но как я помню, она отправлялась рано утром, что мне было неудобно.
А в Черёмушках к смотровой СШГЭС вас доставит трамвай! Диковинное зрелище: полноценная трамвайная система в 8-тысячном посёлке.

Вряд ли ее бы построили специально - единственный маршрут трамвая проходит по бывшей временной железной дороге к площадке строительства СШГЭС, служившей средством подвоза стройматериалов и спецоборудования. Дорогу за ненадобностью разобрали, но чья-то умная голова предложила участок в пределах Черёмушек оставить для перевозки рабочих и служащих ГЭС. В Ленинграде заказали двусторонние вагоны, провели электрификацию линии - и в 1991 году в Черёмушках открылся трамвай. На сегодняшний день это самая молодая система трамвая в России (и с большой долей вероятности, таковой останется надолго, боюсь, что как бы не навсегда).

Система действительно уникальная - линия полностью однопутная, без разворотных колец или разъездов. Расписание движения тактовое, трамваи следуют каждый час. Трамваи совершают 15 рейсов в день - от остановки "Центральная", где вы наверняка будете садиться в вагон, отправлением в сторону СШГЭС в 6:50, 7:05, 7:35, 8:35, 9:35, 10:35, 11:35, 12:50, 13:50, 14:35, 15:35, 16:35, 17:35, 18:35 и 19:35). Стоит отметить, что трамвай работает только в будние дни (поэтому желательно своим ходом в выходной к СШГЭС не ехать), всё же он рассчитан не на туристов, а на ИТР и рабочий персонал станции. Но из этих соображений проезд на нём абсолютно бесплатный! Такого в России не найти нигде.

Выходить нужно на остановке "Мемориальный комплекс", дальше проезд простому смертному люду запрещен: ГЭС - режимный объект.

И вот вашему взору предстаёт она - Плотина.

Саяно-Шушенская ГЭС - самая мощная гидроэлектростанция России (и девятая в мире - но ожидается, что станет 14-й после завершения строительства ряда станций в Китае, Бразилии, Мьянме и Эфиопии) с установленной мощностью в 6400 МВт. Это сравнимо с работой 64 миллионов ламп накаливания мощностью 100 Вт или 43 миллионов телевизоров.
Известно, что дешёвая электроэнергия ГЭС используется преимущественно в энергоёмкой алюминиевой промышленности. СШГЭС обеспечивает два алюминиевых завода в Саяногорске: Саяногорский и Хакасский, которые в сумме занимают третье в стране место по выплавке алюминия.

Имя ГЭС дали горы Западного Саяна - их в этом месте прорезают воды Енисея - и село Шушенское, известное как место сибирской ссылки В.И.Ленина (о нём я расскажу в одном из следующих постов). Согласитесь, есть что-то в этом двойном названии! Мне нравится, когда подобным образом называют географические объекты, муниципальные районы; и не очень, когда берут двойную фамилию люди :)

А горы подходят к берегу довольно близко - долина Енисея здесь узкая, настолько, что ее называют Саянским коридором. В начале 60-х проводились изыскания по выбору площадки для будущей ГЭС - из пяти вариантов был выбран Карловский створ.

Арочно-гравитационная плотина имеет высоту 245 метров - для её устойчивости используется собственная сила тяжести (в профиле она представляет собой прямоугольный треугольник), а также конструктивное решение в виде арки, передающее часть нагрузки на берега. Её длина по гребню - 1074,4 метра.
Она действительно впечатляет! Даже несмотря на то, что смотровая расположена на достаточном удалении от ГЭС (порядка 1,7 км). Интересно было бы посмотреть вблизи!

Это высочайшая плотина в России (вдвое выше не очень запомнившейся плотины Красноярской ГЭС, которую я посетил двумя днями ранее - вот так, две ГЭС за одну поездку :) Входит в десятку самых высоких гидротехнических сооружений мира.
На плотину ушло 9,1 миллиона кубометров бетона. Представляете себе это количество? Лично я плоховато. Для наглядности приведу вам следующий пример - если бы потребовалось укладывать бетонное шоссе от Санкт-Петербурга до Владивостока, то потребовалось сравнимое количество материала.

Что приятно - у ГЭС, в отличие от Красноярской, есть официальная смотровая. С уютной набережной, лавочками, туалетами. Говорят, потрясающий вид на плотину открывается вечером - но, увы, я себе ночёвку в Черёмушках или Саяногорске из-за временных ограничений позволить не мог.

Памятник строителям ГЭС. Его, как и саму плотину, очень сложно снимать из-за контрового света

Строительство ГЭС, как водится в нашей стране, сильно затянулось. Подготовительные работы были начаты в 1968 году, первый бетон в основании плотины уложен в 1970-м, а вот готова ГЭС была только в 1988-м. Отставание от графика привело к тому, что весной 1979 года площадка была не готова к пропуску половодья, и котлован ГЭС с первым гидроагрегатом был затоплен.

В постоянную эксплуатацию СШГЭС была введена только в 2000 году. Спустя восемь лет появился этот памятник, но никто не предполагал, что символ укрощения стихии спустя год приобретет иное значение...
Саяно-Шушенская ГЭС печально известна крупнейшей в истории отечественной гидроэнергетики аварией, произошедшей утром 17 августа 2009 года. Гидроагрегат №2 внезапно разлетелся в воздухе, разрушив соседние агрегаты и частично стены машинного зала станции. Внутрь хлынул огромный поток воды - стоит ли говорить, что за секунду через один турбинный водовод проходит 360 кубометров воды, что эквивалентно почти 6 железнодорожным цистернам. Электростанция потеряла снабжение для собственных нужд - в результате для прекращения поступления воды в машинный зал затворы пришлось перекрывать вручную.
Погибло 75 человек: для Черёмушек, где почти каждая семья так или иначе связана с СШГЭС, это стало настоящей трагедией. Аварию называли "уникальной" и "загадочной" - первое время причины произошедшей катастрофы были непонятны. Комиссия Ростехнадзора пришла к выводу, что предпосылками аварии стали недостаточный контроль за состоянием гидроагрегата - в работающем с 1979 года оборудовании развились усталостные явления, и при вхождении в режим снижения мощности шпильки крышки турбины оборвались, напор воды просто вынес агрегат вверх. Станция была полностью выведена из эксплуатации на два года, а на проектную мощность вышла с пуском последней турбины только в 2014 году.

И теперь глыба воды над рабочими напоминает не только о славных подвигах строительства, но и той страшной аварии... Аварии ценой невосполнимых человеческих потерь напоминающей о том, что мощь экономики России целиком основывается на советском наследии, а оно, увы, не молодеет.

На противоположном берегу - пятиступенчатый береговой водосброс. Его сооружение не было предусмотрено проектом, но паводки 1988 года, вызвавшие разрушение водобойного колодца, заставили его пересмотреть. К моменту аварии 2009 года он не был готов - и для предотвращения возможных негативных последствий прохождения половодья его строительство было форсировано. Уже следующей весной он был в основном завершен.

Здесь людно! Снять площадку с некоторых ракурсов мне долго не удавалось.

Слышал, что каждый житель Хакасии обязан побывать здесь. Вот и приезжают на личных авто в летние погожие деньки :)

Транспорт туристов

Мне же настолько здесь понравилось, что уезжать совсем не хотелось.

Но на трамваи я все же поглядывал - часовые интервалы дисциплинируют, пропустить трамвай и потерять лишний час, учитывая неблизкую обратную дорогу до Абакана, не очень-то хотелось.
Где же эта тонкая грань - успеть посмотреть максимум при наиболее возможном неторопливом темпе? (под этим я имею в виду возможность соцерзать красоту определенного места в течение какого-то времени, а не бежать сломя голову к следующему). Я все время задумываюсь над решением этой проблемы и пытаюсь реализовать его в своих поездках :)
В обеденный "час пик" на линию друг за другом выходят сразу два вагона:

Вагон №6 (последний по счету в трамвайном хозяйстве Черёмушек) следует в сторону ГЭС. Решаю, что на обратном пути я в него заскочу - пора возвращаться в посёлок

Полтора часа на смотровой пролетели мигом! Прощальный взгляд на плотину

Среди пассажиров не только работники "Русгидро", но и обычные туристы, как и я

Ну вот, каких-то 10 минут, и я снова в Черёмушках. Для стройности рассказа я решил собрать все фотографии посёлка воедино, но по факту я немного погулял там и до отъезда к смотровой.

Центр местной культурной жизни - ДК "Энергетик" (1979)

Перед ним - что-то вроде центральной площади

В Черёмушках отовсюду виден хребет Борус, входящий в систему Западного Саяна. И он так же, как в Дивногорске, на другом берегу Енисея. Панорама не так живописна, но все же примечательна

Чем-то понравилось мне здание ДК - лаконичностью форм, строгой монохромной облицовкой фасада. Оно как будто из 60-х, хоть и построено десятилетием позже

Администрация поселения. Черёмушки входит в состав Саяногорского городского округа - несмотря на расстояние в 32 километра до Саяногорска, маршруты №№2 и 2а фактически внутригородские.

Уровень нижнего бьефа по бегущей строке, как мило

Черёмушки сохранили советский дух - целы вывески из прошлой эпохи, нет кричащей наружной рекламы, уродующей облик российских городов... Таких мест все меньше, так что за ностальгией по тем временам успевайте в Черёмушки!

Я странным образом не заснял рядовой застройки посёлка, только общественные здания. Упущение!
Почти все кварталы посёлка построены из домов этой серии:
Адресная система здесь по номерам домов, без улиц или микрорайонов. В небольшом посёлке это оправдано.

Выхожу к Енисею - в верхнем течении он совсем неширокий

Как таковой набережной в Черёмушках нет, приходилось пробираться через груды валунов.

Подходы к реке не очень удобны, но зато взору открывается почти первозданная природная красота!

Величественный Борус

Простите за дубли, сложно выбрать

Сияющий яркой плиткой учебно-производственный центр компании "РусГидро"

К площади перед ДК примыкает своеобразный "торговый бульвар" - в соответствии с концепцией советского градостроительства здесь сосредоточены заведения торгово-бытового обслуживания населения.
Универмаг "Ермак"

Магазин и кафе "Берендей". Название-то какое! Да еще с аутентичной вывеской!

А здесь когда-то показывали кино. Двери уже давно превратились в поселковую доску объявлений

Далеко не в каждом райцентре такой уют

Поднимаюсь наверх. Основная часть посёлка лежит в полосе земли между трамвайной линией и Енисеем

Но что-то есть и выше

Над трамвайной линией - автомобильный путепровод! Много ли таких примеров в России?

Лестница здоровья - как и в Дивногорске, рельеф здесь непростой

Площадка перед спорткомплексом

4-звездочный отель "Борус". В посёлке действует горнолыжка, хотя, по-видимому, гостиница рассчитана по большей части на командировочных

Застройка 5-этажная, не высотная - она теряется в зелени, так что как таковой панорамы посёлка не получилось

Церковь Вознесения Господня (1999)

Простенькая, без прикрас. Чем-то напомнила храм в моём родном Ясногорске - такой же краснокирпичный неоштукатуренный. Наверняка и в Черёмушках церковь появилась благодаря помощи градообразующего предприятия.

"Поймать" ракурс с трамваем не удалось: ждать полчаса ради одного снимка не стал. А тут как раз подоспел автобус в Саяногорск

Пока, Черёмушки!

Делаю снимок Майнской ГЭС - контррегулятора большой Саяно-Шушенской, сглаживающей колебания уровня Енисея при сбросе воды

Прибываю в Саяногорск. Решил погулять по его улицам перед отъездом в Абакан (ведь новый город в трэвел-коллекции!) Правда вышел из автобуса я поздновато, уже проехав два микрорайона.
Сначала хотел сделать отдельный пост про него, но понял, что не выйдет: Саяногорска на фотографиях у меня немного, и чуть ниже объясню почему.

Вот так выглядит единственный сквер Саяногорска - ему присвоено имя В.В.Стриго, первого директора алюминиевого завода

Все та же 97-я серия, знакомая по Абакану, Красноярску и Чите

Прямо перед Саяногорском окружающие Енисей горы расступаются - это ближайшая к СШГЭС открытая площадка, позволявшая построить крупный промышленный город. С XIX века здесь существовало село Означенное - оно сохранилось как массив частного сектора в южной части городской застройки.
50-тысячный Саяногорск делится на 8 микрорайонов, которые, однако, различаются не по номерам, а по названиям в духе позднесоветской, более нейтральной, топонимики: Енисейский, Южный, Советский, Комсомольский, Интернациональный, Ленинградский, Заводской и Центральный (два самых больших).

В Саяногорск заходит железнодорожная ветка из Абакана для обеспечения сырьём алюминиевой промышленности. Город интересен наличием внутригородского ж.д. сообщения - 8 раз в день до завода следует дизель-поезд (но я не такой ярый фанат промышленных линий - к тому же проезд на нём наверняка доступен только для сотрудников). Больше Саяногорск не интересен ничем. Это самый скучный город из тех, в которых мне когда-либо довелось побывать. Серьёзно.

У меня складывалось ощущение, что я хожу по спальному району какого-то крупного города. Еще квартал, и начнётся центр.. Но его всё нет, а каждый новый микрорайон ничем внешне не отличался от предыдущего. Казалось, что я схожу с ума! Свою роль сыграла и жаркая погода - находиться среди раскалённого асфальта стало невыносимо (а вы наверняка успели заметить, что в Саяногорске почти нет зелени). Я поспешил на автовокзал - но, к моему несчастью, билеты на ближайший рейс в Абакан были раскуплены! О Боже, мне предстояло провести в этом абсолютно не моём месте еще час! Не отпускал меня Саяногорск - что по пути в Черёмушки прождал автобус 40 минут, что по возвращении...
Ну что делать, придётся еще побродить по улочкам этого невыразительного города (да не обидятся на меня случайно заглянувшие сюда саяногорцы).
Кинотеатр "Альянс"

Городская администрация на улице Ленина

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх