Верхоянск - одновременно самый маленький и самый холодный город в мире. В моем фотоотчете, я постараюсь показать, что ошибочно Полюсом холода называют Оймякон. Официально известно, что полюсом холода северного полушария земли является город Верхоянск.
Просто в Оймяконе есть дорога, по которой можно доставлять туристов в минимальными затратами (соответственно, больше класть себе в карман).
Вы еще не раз увидите, как с пеной у горла Оймяконцы доказывают свою исключительность только лишь на словах.Ну да, в Оймяконе стоит стелла "Полюс холода", но зачем ее поставили ? Я могу с тем же успехом поставить такой памятник, например в Диксоне, но он от этого не станет полюсом холода ! Даже если и показываешь Оймяконским официальное письмо из РОСГИДРОМЕТА по поводу статуса - они отворачиваются и говорят: "Нет, мы полюс холода". Ну и о чем тут можно разговаривать ? Раскрутили, так раскрутили. Актеры из Голливуда едут прямиком в Оймякон, потому что им сказали так. Ну и пусть едут.
Теперь обо всем по порядку:
Верхоянск расположен в Якутии, в одном из самых труднодоступных и малонаселенных районов этой республики - Верхоянском улусе. Да что уж там говорить - почти вся Якутия является довольно-таки труднодоступной.
Разница во времени: +7 часов к Московскому времени. В Верхоянске живет всего 1200 жителей. Я бы не стал говорить, что это какой-то унылый город - нет, все совсем не так. Вы представляете, что зимой тут -60, а летом +30 ? Любое дорожное покрытие при таких разницах температур просто бессмысленно, да и асфальт сюда везти очень дорого, т.к на самолете его везти не будешь, а на машине сюда можно доехать только зимой и то, за 2-4 дня (из Якутска). Так что любая постройка тут по сметам просто космическая.
Вот приближенный вариант. Единственный способ добраться до какого-либо города или поселка, особенно до тех, которые расположены выше полярного круга (пунктирная линия) - самолет, ну или вертолет. Еще в Якутии мне предстоит побывать таких населенных пунктах как Тикси и Оленёк.Все дороги Якутии ведут в Якутск, если еще точнее - выходят из него. Пассажиропоток в республике просто бешеный.
Основной вид воздушного транспорта - это самолет Ан-24 (50 мест) или вертолет Ми-8 (25 мест), который официально не модернизируется и не ремонтируется.
Есть 2 основные авиакомпании - "Якутия" и "Полярные авиалинии". Они полностью захватили весь рынок авиаперевозок и постоянно повышают цены. Компании частные и сотрудничают друг с другом, даже одалживая друг у друга самолеты и совмещая рейсы.
Сейчас есть и хорошая тенденция - на рынок пытаются вылезти Бурятские авиалинии, у которых билеты стоят 20000
К примеру, билет Якутск - Тикси стоит 39000 рублей (туда-обратно). Это всего лишь 3 часа полета !
Верхоянский аэропорт был закрыт вместе с развалом СССР и поэтому чтобы до него добраться нужно долететь до посёлка Батагай (он же - районный центр Верхоянского улуса). Билет туда-обратно стоит 32600 рублей.
Лететь, в среднем,1 час 50 минут. Билет от Москвы до Якутска стоит в 2 раза меньше, а лететь 6,5 часов ! Не буду показывать своих эмоций по поводу такого ценообразования - вы сами все понимаете. Но, блин !, люди летают, билетов не хватает !
Что уж там говорить, если вертолет летный ЧАС вертолета Ми-8, в северных районах доходит, а иногда и переваливает за 250000 рублей (двести пятьдесят тысяч рублей), только лишь ЧАС !
В такие моменты, люди вокруг начинают говорить, что на севере много зарабатывают... Да, может быть, в СССР все так и было, но сейчас тут зарплаты такие же как и по всей стране 15-40 тысяч рублей.
Когда я садился в самолет, я не ожидал, что все места будут заняты. В Якутии, как мне показалось, если взять среднестатистический поселок или даже село с населением в 1000 человек и пустить туда самолет (50 мест), то 2 раза в день он будет летать полным туда и полным обратно и это при таких ценах на билеты.
Аэропорт - небольшое синее здание. Народу тут полно всегда в любой день. ЗИЛ с тележкой - это как раз доставщик багажа. У самолета люди укладывают свои вещи в тележки, а машина просто их подвозит к зданию аэропорта. От здания до посадки обычно метров 100-200 и партиями под конвоем людей ведут на посадку.
После прилета все бегут к такси. Такси - УАЗ, который при здешних дорогах - незаменим зимой и летом. До Верхоянска 2 часа езды. Стоимость такси - 500 рублей. По выходным они почти не ездят.
Вообще принцип у таксистов такой. Есть 2 населенных пункта A и B. Из A в B такси выезжает каждый день в 8 утра, не позже. Из В в A такси выезжает в 16 часов. И так каждый день. Если хотите ехать вне расписания - платите за все места... И то, может не захотят везти.
Вот такая вот дорога ведет к Верхоянску. Здесь не очень видно, но на дороге очень много кочек и концу поездки очень сильно разболелась голова.
Вообще, я был крайне удивлен наличием тут довольно-таки "дорожных дорог". Исследую этот маршрут по Google maps, я хоть и видел подобие дороги, но не думал что это будет реально нормальная дорога, хоть и с кочками. Тут есть и знаки и указатели - вообщем как везде.
Забавно, но на улице наткнулся на гопников. Уж не думал что такие тут будят. Лица были опухшие от алкоголя... Жалко.
Нет, они не жесткие и дерзкие, как центральной полосе России. Скорее парни, которым не хватало на бутылку. Вежливо попросили 250 ! рублей ))) В Москве меньше на улицах просят.... Все равно, немного жаль людей. Цены очень высокие, а зарплаты самые обычные.
А вот это уже фотография с крыльца второго этажа гостиницы.
С гостиницами тут небольшая путаница, т.к везде на сайтах, в том числе на tripadvisor указана одна гостиница "Геолог" и вроде как местные жители и таксисты знают только ее. Но на первом этаже я нашел табличку и там моя гостиница называлась совсем по-другому - "Полюс холода".
Главная достопримечательность города - Музей "Полюс холода". Его директор - Кириллина Варвара Захаровна, 1931 г.р. - женщина, всей душой болеющая за музей. Вышла в выходной день на работу (живет рядом) и показала экспозицию.
Билет стоит 100-300 рублей (для иностранцев - 300), и что удивительно. Каждая фотография одного объекта стоит 50 рублей ! Панорама - 800. Могу прямо заявить - я не люблю музеи, но в этот нужно было сходить.
А вот и Варвара Захаровна, наверное, самый известный человек в Верхоянске. Держит на себе всю музейную экспозицию, иногда даже покупая некоторые экспонаты за свой счет. Рассказывала, как несколько лет назад столкнулась с грабительством в собственном музее: один отвлекал ее, а два других выносили бивень мамонта. После этого случая, в музее бивней больше нет - теперь есть только покрашенная деревянная ветка немного напоминающая бивень.
Молодежь сейчас все силы бросает на поиски бивней мамонта. Река размывает берега, и в некоторых местах можно найти настоящие бивни, которые стоят немалых денег. Как мне рассказали местные, средний вес бивня - 100кг. За такой дают 2 миллиона рублей, если я ничего не путаю. Многие его уже находили, на деньги в основном покупают Бураны, моторные лодки и прочие вещи, нужные тут.
Вот, отличное стихотворение, которое написано, скорее всего у этого памятника:
Незабываемый момент:
Я в центре города не города,
И предо мною монумент
Неповторимый: Полюс Холода!
Он деревянно-жестяной,
Но самобытный и заслуженный,
Мне говорит, что «жисть» иной
Не мыслится в стране застуженной.
И верхоянцы говорят
Мне в трогательном умилении
О том, что минус шестьдесят
Для них — обычное явление!
Здесь уважают холода...
Пускай алмазами и золотом
Гордятся Мирный и Алдан,
А Верхоянск гордится холодом!
(Николай Глазков. У полюса холода. 1976)
Историческая выдержка
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
"Верхоянск
окружной город Якутской области, на р. Яне, под 67° 34' сев. шир., в 127 метр. над поверхностью океана, в 910 верстах к С.В. от Якутска. Первоначально острог заложен был в 1638 г. на р. Дулгалах, в 100 верстах на Ю.З. от нынешнего Верхоянска; впоследствии он был перенесен под названием Верхоянского Зимовья на левый берег реки Яны. В 1775 году для удобства сбора податей здесь учреждено было комиссарство, причисленное к Якутской провинции. В 1817 году на правом берегу р. Яны построена была деревянная Благовещенская церковь, дом для причта, и поселилось несколько торговцев, а в 1822 г. сюда перенесено было управление с наименованием нового места окружным городом Якутской области. Верхоянск состоит из 2-х — 3-х десятков деревянных домов, большей частью без кровель, и нескольких десятков юрт, разбросанных без всякого порядка по обоим берегам Яны, в низменном, болотистом месте, усеянном небольшими озерами, так что перед каждым почти домом имеется озеро; но вода озерная и речная вследствие значительной мутности летом не годится к употреблению, а потому жители запасаются льдом на круглый год; одно из озер носит характеристическое название "Ик-баягал" (море мочи). Городу принадлежит 1087 десятин земли; жители занимаются главным образом скотоводством, охотой и ведут торговлю; овощи родятся очень плохо. Через Верхоянск идут из Якутска дороги в Среднеколымск, Зашиверск и Усть-Янск. В городе 2 казенных здания, лечебница на 7 кроватей, 5 казенных магазинов, городское начальное училище с 12 учениками и церковно-приходская школа с 6 учащимися, инородная управа. Городское общественное управление сосредоточивается в лице мещанского старосты. Жителей в городе всего 244 души обоего пола, в том числе 127 якутов обоего пола."
Так как летом 2013 года тут было небольшое наводнение и окраины города затопило - вода в реке стала очень мутная (как чай с молоком) и вся рыба ушла вглубь. А рыбы тут много !
Если ловить на поплавок - не нужно ждать - закидываешь и окунь, красноперка или елец у тебя уже клюет, причем на все крючки сразу. Щуку ловят в запрудах и небольших озерах.
Верхоянск оставил приятное впечатление. Да, он мало похож на город, но я встретил людей, причем молодых, которые собираются тут жить и заводить семьи, и поэтому, вопреки всем разговорам - Верхоянск не вымирает !
Да, ему некуда расти, т.к с одной стороны река, а с другой гора, но ему и так не плохо живется !
Забыл сказать, что сюда, редко, но метко приезжают туристы из разных уголков мира. Основные туристы - немцы и японцы. Немцы вообще очень любят путешествовать по России.
Свежие комментарии