Из-под земли выскочила огромная Черепаха, на спине которой возвышался трон, а на троне восседала принцесса. Черепаха и принцесса уставились на двух борющихся гигантов, а вокруг бродили драконы, слоны и медведи... Вдруг из реки вынырнул огромный кит, раскрыл зубастую пасть; тут же черепаха сделала огромный прыжок и скрылась в чреве кита.
Нет, это не отрывок из очередного фильма Гильельмо дель Торо, это - реальная картина, которую мы увидели в удивительном месте в итальянской глубинке. А называется она Парк Монстров, или Священный лес.
История этого места начинается почти 5 лет назад, когда Вичино Орсини, вельможа из видной римской семьи, вышел в отставку и решил посвятить остаток жизни воплощению своих взглядов в виде послания в вечность. Он справедливо рассудил, что созданное из камня может сохраниться на века. Тем более, что в долине прямо под стенами его замка были живописно раскиданы гигантские вулканические булыжники, размером с небольшой дом. Он пригласил архитектора, и в 1552 году они принялись за работу. В то время уже были популярны ландшафтные сады, например, такой строили в Тиволи под Римом. Но если в них все было подчинено строгой симметрии и порядку, Орсини решил, что у него будет сад не как у всех! Он решил всех удивить элементами хаоса и гротеска. И целых 25 лет создавал свой чудо-парк, прапрадедушку современных Диснейлендов.
В результате получился набор из 35 самых разных и необычных фигур, скамеек, фонтанов, декораций. Все вместе было названо Священным лесом. Однако, после смерти Орсини замок и земли вокруг были проданы новым владельцам, и о парке позабыли на столетия. Лишь в 19 веке творения Орсини были вновь открыты и стали источников вдохновения для писателей и поэтов, например, Гёте или Сальвадора Дали. А в 2 веке парк был заботливо отреставрирован и открыт для публики.
Попасть в парк - задача, не сказать, что такая уж простая. Мы доехали на поезде до Орте (сюда поезда долетают по цепочке туннелей всего за 4 минут!), а потом пересели на автобус в сторону Витербо, который объезжает все окрестные городки и деревни, включая Бомарцо. Однако, дальше тоже непросто. Если идти по указателю, то спускаешься по долгому и занудному серпантину. И только те, кто заранее изучил тему в интернете, знают о неприметной лесенке, ведущей с крутой скалы прямо в нужном направлении.
Попасть в парк - задача, не сказать, что такая уж простая. Мы доехали на поезде до Орте (сюда поезда долетают по цепочке туннелей всего за 4 минут!), а потом пересели на автобус в сторону Витербо, который объезжает все окрестные городки и деревни, включая Бомарцо. Однако, дальше тоже непросто. Если идти по указателю, то спускаешься по долгому и занудному серпантину. И только те, кто заранее изучил тему в интернете, знают о неприметной лесенке, ведущей с крутой скалы прямо в нужном направлении.
И вот мы в саду. На идеально чистом и тихо ресепшене со стерильными белыми стенами мы покупаем билеты (1 евро взрослый и 8 детский) и входим внутрь. Девушка в местном кафетерии была до глубины души поражена, когда Антон заплатил за кофе с помощью телефона: о технологии PayPass здесь еще никто не знает. Нам выдали карту с рекомедуемым маршрутом осмотра, и мы отправились в путь. Схема поначалу пугала: между горками прятались аж 35 пунктов маршрута, сколько же между ним блуждать? Но на практике оказалось все не так страшно. Иногда достаточно было по невнимательности сделать несколько лишних шагов, и ты уже проскочил на соседнюю точку.
Итак, осмотр мы начали с ворот, украшенных характерными итальянскими зубцами а-ля ласточкин хвост. Впрочем, благодаря причудам истории архитектуры, сейчас они все больше ассоциируются с Россией, ибо именно такими украшена стена нашего московского Кремля.
Итак, осмотр мы начали с ворот, украшенных характерными итальянскими зубцами а-ля ласточкин хвост. Впрочем, благодаря причудам истории архитектуры, сейчас они все больше ассоциируются с Россией, ибо именно такими украшена стена нашего московского Кремля.
А за ними вскоре появилась и первая скульптура. Метров пять высотой, это была странная тетенька с огромным количеством грудей! Правда, вчитавшись в гид, мы поняли, что это не многогрудая тетя, а сфинкс. :)
Орсини очень хотелось, чтобы все были под впечатлением от парка, поэтому он снабдил фигуру надписью: "Тот, кто посещает это место без поднятых от удивления бровей и сжатых губ, тот не сможет быть в восторге и от семи чудес света", а еще "Будьте очень наблюдательны и скажите мне, эти чудеса созданы по ошибке или представляют собой форму искусства?"
Орсини очень хотелось, чтобы все были под впечатлением от парка, поэтому он снабдил фигуру надписью: "Тот, кто посещает это место без поднятых от удивления бровей и сжатых губ, тот не сможет быть в восторге и от семи чудес света", а еще "Будьте очень наблюдательны и скажите мне, эти чудеса созданы по ошибке или представляют собой форму искусства?"
Теперь немного расскажу о разных других скульптурах, которые мне понравились.
Протей. Колоссальная фигура пророка с его пророческим ртом и длинными волнами внизу напоминает морского монстра. Протей, сын Нептуна и пастух, символизирует "старика и море", и происходит от легенды о Глауко, рыбаке, который стал морским богом, когда был проглочен волшебным гером. Замок на вершине глобуса символизирует мощь семейства Орсини в мире.
Протей. Колоссальная фигура пророка с его пророческим ртом и длинными волнами внизу напоминает морского монстра. Протей, сын Нептуна и пастух, символизирует "старика и море", и происходит от легенды о Глауко, рыбаке, который стал морским богом, когда был проглочен волшебным гером. Замок на вершине глобуса символизирует мощь семейства Орсини в мире.
Борющиеся гиганты. Геркулес, защитник слабых, побеждает Каукуса. Он смотрит в сторону, так как не в восторге от происходящего, но сознает, что необходимо побеждать зло.
Черепаха. Та самая, с которой я начала свой рассказ. Она действительно стоит прямо напротив кита с раскрытой пастью!
А вот и кит.
Пегас. Символ рода Фарнезе, к которому принадлежала Джулия, супруга Вичино.
Венера с мощными чертами этрусской женщины.
Маленький театр - обязательный элемент любого римского сада.
Наклонный дом. Потрясающее здание, все целиком выстроенное под углом около 5 градусов. Когда-то сюда шел парадный вход в парк. И гостям, которые проходили через этот дом, намекали: сейчас вы увидите нечто головокружительное! И действительно, когда походишь внутри этого домика, вестибулярный аппарат реально дает сбой. :)
Церера, окруженная детьми. Она считалась богиней-"няней" в Риме, и Лигорио ее изобразил красавицей с совершенными пропорциями.
Этрусская скамья. Здесь оказалось очень уютно лежать после прогулок по жаре. На скамье нанесена хорошо читаемая надпись: "Ты, кто путешествует по миру, желая увидеть великие чудеса, приди сюда, здесь есть страшные лица, слоны, львы, медведи, орки и драконы". Типичная реклама! :)
Наконец, мы добрались до орка, или огра. Безусловно, это центральный элемент композиции сада, и самый яркий, не оставляющий никого равнодушным. Почти все авторы именно его помещают на обложки книг про Священный сад. Ну и мы не удержались, сфотографировались внутри.
Итак, что же это за орк? Так называли одного из королей подземного мира. Надпись вокруг его рта гласит "Оставь раздумья всяк, сюда входящий". И действительно, какие раздумья, когда тебя чудовище съедает? Внутри скульптуры выдолблен стол для пикника и скамейки, так что, там могла неплохо провести время компания человек из пятнадцати.
Итак, что же это за орк? Так называли одного из королей подземного мира. Надпись вокруг его рта гласит "Оставь раздумья всяк, сюда входящий". И действительно, какие раздумья, когда тебя чудовище съедает? Внутри скульптуры выдолблен стол для пикника и скамейки, так что, там могла неплохо провести время компания человек из пятнадцати.
У нас тоже была такая мысль, но, как и со всеми итальянскими памятниками, есть, пить и даже спать рядом с ними запрещено. Специальный служитель ходит и бдит. :) Кстати, фигура еще и имеет интересную акустику: даже если шепотом сказать слово внутри огра, то оно будет громко слышно снаружи. Намек, что здесь никаких секретов не скроешь!
Рядом с чудо-огром пристроился целый зверинец. Тут и дракон - не как символ разрушения, но символ времени и мудрости. Он побеждает собаку, льва и волка - иными словами, прошлое, настоящее и будущее.
Рядом с чудо-огром пристроился целый зверинец. Тут и дракон - не как символ разрушения, но символ времени и мудрости. Он побеждает собаку, льва и волка - иными словами, прошлое, настоящее и будущее.
Следом одна из самых интересных скульптур парка, африканский слон, который несет в хоботе мертвого или раненого римского воина.
Еще несколько интересных скульптур парка - Плутон (или Нептун) с маленьким дельфином.
Спящая обнаженная нимфа.
Разъяренная крылатая фурия, парочка львов - наследников Ехидны. А еще геральдический символ Витербо, главного город провинции. Тут же и сама мать-Ехидна, которая родила многих врагов Геркулеса.
Герб Орсини: один медведь держит щит, а другой - римскую розу.
Когда-то у парка был другой вход, и всех посетителей приветствовала с распростертыми объятиями Прозерпина. Рядом с ней Цербер, трехголовый пес.
Еще немного скульптур из парка.
...И вдруг загадочные скульптуры кончаются, появляется строгий и понятный по назначению мавзолей. Когда-то здесь была захоронена безвременно погибшая от несчастного случая супруга, а уже в 2 веке - супруги Джанкарло и Тина Севери Беттини, которые всю жизнь занимались реставрацией парка, возвратив его к жизни спустя 4 лет забвения, используя только свои собственные средства. Но какая-то отрицательная энергетика, видимо, тут все же есть - Тина погибла в результате несчастного случая при реставрационных работах...
Наконец, мы еще раз взглянули с ротонды на парк и отправились в обратный путь. Побольше бы таких мест расчудесных. :)
Свежие комментарии